Оставленный Пакистан

Тарик Али страшно далек от своего народа

Лондонский интеллектуал не осмеливается озвучить политические интересы пакистанского большинства

От Тарика Али, позиционирующего себя в мировых СМИ и на интеллектуальных площадках, как сына пакистанского народа, и даже более широко - восточного мира, читатель вправе ждать большего. А именно того, что автор будет отражать более широкие позиции и взгляды, нежели только одного пожилого социалиста-атеиста из лондонских интеллектуальных кругов.

Его к этому обязывает не только восточное имя и восточное происхождение, от которых он может запросто откреститься, но и его самого собственное творчество. Претензии на то, чтобы охватить своей мыслью всю широту конфронтации, охватившую исламский и западный миры, всю историческую глубину вызревания оной со времен появления пророка Мухаммада в аравийской пустыне, говорят о его собственном желании позиционировать себя именно как представителя Востока на Западе.

Именно поэтому читатель вправе ожидать от него именно представления Западу истинных позиций, ожиданий и надежд Востока, а не только его собственных. Понятны попытки выпускника Оксфорда ограничиться в своем анализе ситуации в сегодняшнем Пакистане описанием конфликта между диктатором и непокорным Главным судьей, героически отстаивающем независимое правосудие.

В то время как, абсолютно не вписывающиеся в эту узкую картину внутрипакистанского противостояния находящийся на грани взрыва Вазиристан, бурлящая и клокочущая пакистанская улица, мятежники Красной Мечети, миллионы учеников и выпускников медресе и исламских университетов, остаются вне поля зрения лондонского аналитика.

В то время как вызревающие в сегодняшнем Пакистане и по всему исламскому Востоку тенденции приводят к тому, что основным фактором, определяющим будущую военно-политическую архитектуру Большого Востока, будут уже не Главные судьи, стоящие на страже независимого правосудия, ни многотысячная армия, стерегущая пакистанскую ядерную бомбу, и даже не традиционные лидеры и элиты. А именно бурлящая от гнева и жажды исламской реконкисты восточная улица, о чьих стенаниях так невнятно пару раз обмолвился автор.

Нельзя сказать, что Тарику Али неизвестно истинное положение дел в пакистанском обществе. Плоть от плоти своего народа, он, переживший раскол своей единой страны на индийское и мусульманское государства, свидетель всех кровавых вех в становлении молодого Пакистана, он всю жизнь пытался найти возможности развития пакистанского и, шире, мусульманского мира на основе национализма и светской социальной демократии. Не его вина, что реальность развития мусульманских стран настолько далеко ушла от идеальных моделей, набрасываемых кабинетными интеллектуалами, что все эти модели и проекты завершаются крахом по всему исламскому миру.

Его настойчивые попытки найти причины социально-экономической стагнации и военно-политической нестабильности родного Пакистана и всего остального исламского мира заслуживают уважения. В этих попытках, как, например, в его нашумевшей книге "Столкновение фундаментализмов?" он готов дойти до периода зарождения самой концепции исламской общности и государственности. Однако несколько странен вывод Тарика Али, который причиной всех сегодняшних мусульманских бед называет долгую традицию имперского правления.

Более того, в своих интервью и комментариях он выявляет еще одну имперскую причину бед родного Пакистана - империалистическую политику Вашингтона, который, фактически, превратил его страну в колонию и совершенно игнорирует нужды и интересы пакистанского народа. Но вот что это за нужды и интересы, так и не удается понять из комментариев Тарика Али. Хотя от него, как от социалиста, представителя того лагеря, которому как никому другому должны быть чаяния народа, это и ожидалось услышать в первую очередь.

Однако, если вспомнить о той реальности в которой проживает сегодняшний Пакистан, о той мощной поддержке, которую оказывает Талибану не только пакистанский режим, но и в массе своей пакистанский народ, если вспомнить, что идеалы светской демократии, не говоря уже о социализме уже давно отброшены и прокляты тем же народом по всему исламскому миру, то становится понятно, почему социалист с атеистическими убеждениями не может говорить о нуждах и интересах пакистанского большинства. Потому что, и нужды и интересы народа страшно далеки от идеальных моделей лондонского интеллектуала, а он сам страшно далек от такого своего народа

Руслан Курбанов от редакции "Русского журнала"

Генерал Первез Мушарраф действовал быстро и безжалостно, когда он в октябре 1999 года захватил власть с тем, чтобы стать четвертым военным диктатором Пакистана. Он провозгласил себя главой исполнительной власти Пакистана. Когда он потерял доверие двух ключевых акционеров и членов Совета директоров ОАО "Пакистан" - Соединенных Штатов и пакистанской армии, он понял, что его час пробил. После бессвязного и непоследовательного обращения к нации, изобилующего пустыми самооправданиями, он подал в отставку. Он должен был сделать это, когда истек его срок. Но он был одержим жаждой власти и он был по прежнему глух к стенаниям, доносившимся снизу.

Мы можем только предполагать, удержался бы он в течение 9 лет у власти или нет, если бы не было 11 сентября и "войны с терроризмом". Предыдущий диктатор, генерал Зия-уль-Хак (1977-88), также стал жизненно важным винтиком в имперской военной машине во время советской оккупации Афганистана. Чудовища, порожденные именно тогда, совершили нападение на Пентагон в 2001 году. Мушарраф и его генералы должны открыто заявить о единственной победе, которую когда либо одерживала пакистанская армия - захват Кабула руками "Талибан". После разворота на 180 градусов пакистанские военные базы были предоставлены в распоряжение США для оккупации Афганистана.

При том, что со времен Зия-уль-Хака солдатам прививалась исламистская идеология, после событий 11 сентября Мушарраф начала говорить тем же солдатам, что теперь их цель изменилась. Теперь они должны были убивать "террористов", то есть, других мусульман. Это чуть не стоило ему жизни (два покушения едва не достигли цели), но он оставался лояльным Вашингтону. Его западные союзники не видели никакого противоречия в поддержке генерала, в то время как в остальном мире проповедовались "демократия и права человека". Война против джихадистов сделала его непопулярным среди военных, которые начали подавать в отставку толпами.

Или его столкновение с беспокойным Главным судьей Ифтихаром Чодхури, который начал принимать судебные решения в пользу пострадавших от государственного насилия, коррупции и исчезновения граждан во имя войны с терроризмом. Главный судья был смещен, а озлобившиеся юристы начали кампанию за его возвращение на должность. Мушарраф отступил только для того, чтобы ввести чрезвычайное положение и вновь отправить его в отставку вместе с другими судьями.

Если бы это произошло в стране, не поддерживаемой НАТО, разразилось бы нечто невообразимое. Но не в этом случае. В январе Главный судья обратился к Николя Саркози, Гордону Брауну, Кондолизе Райс и председателю Европейского парламента. Письмо, которое так и осталось без ответа, объясняло, реальные причины действий Мушаррафа: "В самом начале вам может быть интересно, почему я использовал слова "утверждающий, что он является главой государства". Они использованы вполне преднамеренно. Конституционный срок генерала Мушаррафа истек 15 ноября 2007 года. Его утверждение на новый срок после этого является предметом для активного противостояния в Верховном суде Пакистана.

В то время, как этот иск находился на стадии рассмотрения... Верховным Судом, генерал 3 ноября 2007 года арестовал большинство членов Суда наряду со мной. Таким образом, он сам подорвал судебный процесс, который по-прежнему остается замороженным на этой стадии. Помимо ареста Главного судьи и других судей (можно ли представить больший произвол?) он также намеревался приостановить действие Конституции и очистить всю судебную власть от всех независимых судей.

В настоящее время только отобранные им собственноручно и послушные судьи проявляют готовность "утвердить" все, что бы он ни потребовал. Все это также противоречит более раннему решению, принятому Верховным судом 3 ноября 2007 года".

С отставкой Мушаррафа спрос на восстановление Главного судьи в должности будет расти: юристы грозят новыми уличными кампаниями. Исследование, проведенное New America Foundation в мае прошлого года показало, что 28% пакистанцев выступают за сохранение роли военных в политической жизни страны, по сравнению с 45% в августе 2007; 52% воспринимают США, как ответственного за насилие в Пакистане; 74% выступают против "войны с терроризмом" в Афганистане.

Большинство выступает за урегулирование конфликта на основе переговоров с движением "Талибан"; 80% держатся позиции, что государство и местные предприниматели ответственны за нехватку продовольствия, только 11% рассматривают Индию в качестве главного врага. Никто из них не взывает к правителям страны, которые предпочитают жить в своем собственном пузыре.

Пакистан после Мушаррафа вновь столкнется один на один со своим собственным народом, оказавшиеся между молотом военной диктатуры и наковальней политической коррупции. Из этой ситуации существует выход, но политические и военные правители и их западные сторонники всегда игнорировали его - серьезные земельные реформы, создание надлежащей социальной инфраструктуры и создание по меньшей мере десятка педагогических университетов для того, чтобы заложить основу для надлежащей системы образования. Малайзия сделала именно так. Почему бы не сделать так и Пакистану?

Перевод Руслана Курбанова

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67