Одна "История болезни"

В КЦ «Покровские ворота» 29 июня состоялась очередная Открытая летучка журнала «Знамя». Это мероприятие не являлось типичной встречей читателей «толстых журналов». Собрание было приурочено к публикации в «Знамени» широко обсуждаемого на сегодняшний день текста - «История болезни». Принадлежит он перу известной журналистки и общественного деятеля, экономиста по образованию Ирины Евгеньевны Ясиной.

Текст «Истории болезни» оставляет сильное впечатление как с эстетической и литературной точки зрения, так и в качестве свидетельства отдельно взятой человеческой жизни. Это повествование о сильной женщине, хрупкой, чувственной, но при этом действительно мужественной. «История болезни» – настоящий «человеческий документ», как выразился главный редактор издания Сергей Чупринин. Ясина в своей статье рассказывает о жизни с момента получения диагноза и по сей день, о тех стадиях, через которые прошла она, – стараниях убежать, не замечать недуг; о поиске поддержки и попытках найти панацею от неизлечимой болезни; постепенного принятия недуга и сосуществования с ним; и, наконец, о смирении и одновременно обретении внутренней гармонии: «Нового счастья. Совсем по-иному формулирующегося. Не того счастья, которое виделось мне в юности. Но счастья».

Впрочем, причина популярности данного произведения отнюдь не только в этом. Ее следует, прежде всего, усматривать в том, что его автору удалось описать по-настоящему проникновенно и трагично историю своей борьбы против рассеянного склероза, неврологического заболевания, приводящего человека в инвалидное кресло, но оставляющего незатронутым его разум. Причем трагическая история борьбы человека за свое здоровье описана сквозь призму хронологически совпадающих с ней событий новейшей истории нашей страны, в которых автор принимала непосредственное участие – либо как активный деятель, либо как весьма пристрастный наблюдатель. Таким образом, «История болезни» не только, а может и не столько исповедь женщины, сражающейся с болезнью, сколько отражение судьбы России – ее общества, ее государства, ее народа, показанная через пересечение линий судеб сразу нескольких неординарных личностей, которых принято относить к российской элите.

Политическую подоплеку текста можно в целом оценить как описание заката «лихих 1990-х» или как «Сумерки ельцинской эпохи». Вот вехи этого сюжета. Ирина Евгеньевна плачет, когда в 1999 году уходит Ельцин. Леонид Невзлин приводит ее в фонд «Открытая Россия» – последний оплот российского постсоветского либерализма. Вместе с другими сотрудниками фонда Ясина переживает арест Лебедева и Ходорковского. Став после этого де-факто руководителем организации, она остается в ней до конца. После ареста счетов «Открытой России» Ясина получает предложение от Михаила Касьянова и защиту от силовиков со стороны Егора Гайдара. Во время поездки в Америку она размышляет об эмиграции и, конечно, от этой мысли отказывается. Так Ясина своими глазами застает окончательное превращение некогда властного сообщества в беззубую оппозицию. Она сетует на МБХ: «Он думал, что его враги не тронут ЮКОС – витрину российского капитализма. Он сам сказал мне как-то в разговоре в начале осени: «Они не враги собственной стране». Наивный».

Впрочем, главной темой «человеческого документа» Ясиной становится не политика, но интеллигенция. Он – о судьбе русской интеллигенции переходного периода, продолжательнице традиций интеллигенции дореволюционной, правопреемнице советской диссидентской культуры. Это становится совершенно очевидно поcле следующей фразы автора: «Я до сих пор если во что и верю, то в Просвещение».

Ощущение себя частью того, что в советском официозе было принято именовать «прослойкой», наверное, и объясняет решение Ясиной печататься именно в «Знамени», толстом литературном журнале – символе все той же интеллигенции. В ходе обсуждения Ясину спросили: «Понятно, что не «Караван Историй», но почему не «Сноб»?». Ответ Ирины Евгеньевны ничуть не удивил – не та аудитория. Больше всего она боится холодного безразличия «гламурных» читателей. Проблема, выбранная для дискуссии за «круглым столом» стояла несколько шире, чем изначально анонсированный вопрос «Может ли литературный журнал конкурировать в этом с газетой, ТВ, глянцем?» - это проблема дефицита интересного задокументированного человеческого опыта и соответственно дефицита площадок, где он мог бы быть представлен. Проблема эта, на мой взгляд, напрямую коррелируется с российской интеллигенцией (основным продуцентом и одновременно потребителем такого контента) – ее количеством и качеством.

Собравшиеся в КЦ «Покровские ворота» вызывали у меня аллюзии на тему гоголевских старосветских помещиков. Рассуждая на летучке о воспитательной функции литературы, общем состоянии души человека в современном мире, дикости российского общества, дополнительной ответственности перед ним элиты, собравшиеся лишь изредка призывали своих единомышленников к активности. А если и призывали, то разве что в рамках модели малых дел, а никак не организованного системного политического или культурно-социального реформаторства.

Формат мероприятия соотвествовал. Ясина извинялась за вынужденный ответ на телефонный звонок – звонила мама Михаила Борисовича Ходорковского, ораторы уважительно передавали слово друг другу, вопросы из аудитории передавались на маленьких бумажках к главному столу – вокруг витал дух интеллигенции.

Что ж ситуация исторически закономерна – старая элита, интеллигенция, свободомыслящие люди постепенно изживают себя. Придаются воспоминаниям о былом величии, сетуют на нынешнюю ситуацию в стране, но толком не могут предложить ничего нового, чего-то действительно в духе времени. Проблемы, заботящие умы интеллигенции, потеряли свою актуальность – не так важно для современности, сохранится ли формат толстого литературного журнала или новые поколения будут культурно социализироваться вокруг других источников просвещения. Не так важно и принципиальное противостояние двух уже весьма догматичных подходов к политическому развитию страны, того что господствовал в «лихие 1990-е» и того что воцарился в «путинское десятилетие».

Важно то, что старое поколение интеллигенции может передать новому, и то, что новое поколение интеллигенции сможет предложить российскому обществу.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67