Общественная палата - Римский клуб?

Работа Комиссии по сохранению интеллектуального потенциала нации в 2007 году завершилась эффектно. Публике был представлен аналитический доклад "Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?" - "Бестселлер" - так атрибутировали итоговое завещание участников комитета первого созыва те, кто принял эстафету.

Удобное и емкое слово "бестселлер" входило в наш язык, практику и сознание с начала 1990-х, а прочно обосновалось с 2000-го, когда литературные силы учредили премию "Национальный бестселлер" - отечественный Букер, больше, чем Букер, а может, и почетней.

Про бестселлер теперь мы знаем все или почти все, умеем делать, а главное - умно и тонко об этом рассуждать. Бестселлер - это не просто хорошо продаваемая книга, это особая система производства и распространения, сложившаяся на Западе. Для бестселлера нужен особый тип публики, ориентированный на новинки, внимательный к тому, что нравится другим. Вокруг бестселлера существует целая системная среда: экранизации, сувениры, критики, авторы, издатели, продавцы, маркетологи, публика. В России такой системы нет. Бестселлер - это не качество текста, а ожидание рынка.

"Бестселлер - это вещь, связанная в первую очередь с экономикой книжных продаж", - говорят знатоки. Но у нас отсутствует система информирования о продажах. В магазинах под вывеской "бестселлер" выкладывают то, что лучше продается на текущей неделе. "Экономическое значение подменяется символическим, люди просто называют бестселлером неплохо продающуюся книгу. А если долго всем объяснять, что это бестселлер, то потом и продажи начинают расти".

Бестселлер - это такое "общее место" сегодняшней культурной и образовательной индустрии, которая в свою очередь породила и массу вторичных индустрий, целый сервис создания рейтингов, списков. А "морфология бестселлера" научилась виртуозно препарировать форму. И особой популярностью пользуются руководства, рецепты и технологии создания "суперкниг", как сумерменов. Они обычно попадают примерно в тот же разряд рекомендаций, что и советы "быстро разбогатеть" или "похудеть за одну ночь раз и навсегда".

Бестселлер примерно за 118 лет своего существования стал непременным атрибутом массовой европейской и американской культуры, создав три ниши: авторскую, художественную (от романа до триллера и детектива), деловую и документальную.

Устройство последней особенно интересно, потому что здесь срабатывают общие законы и специальные правила, которые обеспечивают попадание документа в особую категорию и получают беспрецедентную оценку разнообразной аудитории.

Так, многие доклады Римского клуба (Club of Rome) становились бестселлерами. Римский клуб положил начало исследовательским работам по проблемам, названным "Глобальной проблематикой". Для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создал серию "Докладов Римскому клубу" под общим названием "Трудности человечества".

В Америке жанр исследования, претендующего на статус нацбеста, разрабатывался после Второй мировой войны в жесткой конкурентной среде "мозговых центров". В этом пространстве и формировались критерии оценки, инструменты влияния и способы завоевания публичного поля. Примером может служить "Heritage Foundation" ("Фонд наследия"), сформированный в 1973 году для продвижения консервативной публичной политики. Через семь лет своего существования в институте сумели очень точно оценить ситуацию и благодаря правильной стратегии оказаться первыми в нужное время и в нужном месте, сразу после победы Рейгана выложив на стол новой президентской администрации тысячестраничную программу "Мандат на лидерство". Именно этот документ стал основой всего, что потом называли консервативной революцией 1970-1980-х годов. По некоторым данным, республиканцы "услышали" разработчиков и выполнили примерно на 60% программу, предложенную институтом. Другим прорывом института стала публикация совместно с "Wall Street Journal" "Индекса экономической свободы".

Поучителен опыт Институтов урбанистики (Аллегени) и регионального развития (Манхэттен). Их деятельность направлена во многом на превращение идей в товар, главным образом с помощью СМИ. В свое время газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала статью, посвященную работе этого института, с характерным названием "Превращение интеллекта во влиятельную силу". Сначала институт выпускал монографии, а в 1980-е годы создал свой "интеллектуальный цикл": в его "меню" входили роскошные обеды в Гарвардском клубе, запуск программы "Книга", а также сеть журналов ("Сити" - главное ядро в этой цепочке). Но самое главное - продажа книг ведущим издательствам совершила маленькую революцию в книжном бизнесе в 1980-м, приучив американцев к потреблению специальной продукции. Такую тактику манхэттенцы умело использовали при общении со всеми - оппонентами и сторонниками, политическим бомондом и исследовательским сообществом - и в результате практически вытеснили всех старых конкурентов, включая мощный RAND.

В эпоху "нулевых" превращение ведомственных бумаг в национальные бестселлеры в Америке получило новое подкрепление. Мы помним, как три года назад из-за океана к нам дошли волны шума по поводу выдвижения на одну из самых престижных литературных премий "National Book Award" 567-страничного доклада независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 года. Через несколько месяцев после публикации доклад был распродан фантастическим тиражом более одного миллиона экземпляров. Случай беспрецедентный в мировой практике, да и за всю 57-летнюю историю премии всего лишь второй раз в качестве номинанта выступил правительственный отчет. Знатоки особенно отмечали литературные достоинства, язык, структуру, композицию текста: он практически лишен специальных терминов, читается на одном дыхании, как хорошо сделанный триллер. До этого почти тридцать лет назад в 1973 году на получение награды претендовал доклад о восстании заключенных в американской тюрьме "Аттика" (штат Нью-Йорк), правда, он оказался слабее и премию не выиграл.

А в 2006 году издательство "Vintage Books" выпустило доклад "межпартийной комиссии конгресса США по изучению ситуации в Ираке". Спустя день после публикации он попал в пятерку самых продаваемых. Третья допечатка первоначального тиража в 250 тысяч экземпляров в кратчайший срок была сметена с книжных полок. Среди авторов замечены участники расследования 9/11. Может быть, поэтому эти два американских нацбеста в чем-то похожи: та же энергетика, тот же мощный анализ деталей.

По статистике, собранной в РЖ, еженедельно только в московских "фабриках мысли" производят 120-150 аналитических записок, 70-80 отчетов, 30-50 аналитических докладов.

Однако ни один продукт мозгового творчества не завоевал всерьез публичную сферу. Опыта, подобного американскому или европейскому, в России не существует.

И вот на фоне итогов конкурса "Национальный бестселлер", на фоне переводных бестселлеров деловой литературы внезапно заполняется лакуна: отчетный документ, выпущенный Общественной палатой, мог бы впервые претендовать на роль бестселлера.

Такой номинации у нас никогда не было.

Почему бестселлер? Срабатывают ли привычные критерии?

78-страничный доклад - фундаментальное описание той драмы, которая вот уже несколько десятилетий ставится на сцене, именуемой "российское образование". Аналитический комментарий перерастает на глазах у читателя в четкий сценарий, набор рецептов, адресованных конкретной аудитории. Неслучайно текст "прошит" вопросами, побуждающими действовать: "Готова ли Россия?", "Опережаем или отстаем?", "Кто и как участвует в образовании?", "Что делать?", "Как помочь формированию профессиональной среды?", "Сколько надо платить преподавателю?".

Доклад - это обобщение многолетних дискуссий, это итог работы многих экспертных команд. В нем сказано коротко и емко сказано главное: Образование - стратегический приоритет.

Предполагается, что текст выйдет немалым тиражом. И тогда есть надежда, что у нас появится свой аналог разработки, проведенной Римским клубом, под названием "Нет пределов обучению" (1979). "Готова ли Россия?.." - российская попытка взорвать торжествующую инерцию.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67