О политике с юмором

Массовая политическая культура современной России – явление молодое и постоянно изменяющееся. О нем во всей совокупности можно писать и говорить много и долго. Хотя бы потому, что нет внятной единой терминологии, нет, если хотите, методологической базы исследования явления, а, в силу особенностей нашего менталитета, в России всё хоть чуть-чуть, да политика. А власть в массовом сознании – это институт, который может вообще всё. И только из-за каких-то своих внутренних побуждений периодически не делает или делает, но совсем не так, как хочется гражданам. В конце концов, не очень понятно, где у нас культура действительно массовая: то ли на Ю-Тубе, то ли на «Первом канале».

Шутки про политику и политиков – идея не новая. Вспомните хотя бы «Куклы» на НТВ. Не берем во внимание того, кто этих «Кукол» заказывал. Сама форма пародии и гротеска, касающегося текущих политических реалий, показанная в СМИ, появилась в нашей стране практически сразу после конца СССР. Да, кстати, и в Советском Союзе был тележурнал «Фитиль», который, конечно, не высмеивал отдельных представителей советских политических элит, но иногда довольно жестко проходился по текущим социально-политическим реалиям Союза. По большому счету, сейчас мы наблюдаем эволюцию формы шуток над политиками и политикой в целом. А в обществе постмодерна форма, как правило, определяет и содержание.

Если кратко пробежаться по истории политической сатиры в массовой культуре, то станет очевидно, что переход её из телевизора в Сеть и развитие у нас в стране Интернет-технологий стали решающими событиями. Вспомните, с чего все начиналось в Сети. С текста. Потому что был модем и телефонные линии, низкая скорость, дорогой трафик. И был сайт «Дутый Пу», а потом, собственно, легендарный сериал про Владимира Владимировича™, который был издан отдельной книгой и даже неплохо продавался, если я ничего не путаю. Из последних же проектов такого рода мне вспоминается «Политцензура». Очень жаль, что этот сайт был сделан исключительно под выборы и после выборов свое существование прекратил.

Между тем, с годами трафик стал дешевле, а скорость выше. И текст в массовой политической культуре Сети отошел на второй план. Пришло время, когда мы забыли, где в нашем браузере находится пункт «не показывать картинки» или «заблокировать изображение». Честно говоря, я даже не помню, как он точно называется. Теперь мы можем спокойно смотреть десятки часов видеороликов и просматривать тысячи изображений. И вполне очевидно, что эти самые изображения и ролики стали частью массовой политической культуры.

Все ведь прекрасно понимают, что видеоряд, яркое изображение, схема воспринимаются человеком куда легче, чем обычный, хоть и гениально написанный текст. Собственно, во время тех же предвыборных кампаний мы видим разного рода плакаты с максимально коротким текстом, а не расклеенные программы той или иной партии. Так же и в Сети. Когда стало можно давать минимум текста и максимум изображения, так, чтобы это изображение доходило до «конечного потребителя», этим немедленно воспользовались.

Ну и так уж получилось, что в Сети, в силу ряда особенностей человеческой психики, среда не сказать, чтобы совсем и во всем здоровая. Анонимность и безопасность порождают иллюзию вседозволенности. Нет, я сейчас не о цензуре в Сети. Я о том, что удивить интернет-сообщество может только что-то действительно яркое и неоднозначное. Переход политики в плоскость гротеска начался со вполне себе политических роликов, с политической агитации, которая в Сети должна быть ярче и провокационнее, чем, например, уличная предвыборная агитация. Самое первое, что приходит на ум – это «Путин-Антихрист» от Марии Гайдар. Не принимая в расчет идеологические и политические предпочтения, можно утверждать бесспорно: как политическая реклама (или антиреклама?) ролик получился очень ярким и неоднозначным. Примерно по тем же лекалам сделан ролик от КПРФ о «проблеме 2012». Впрочем, ролики – тема уже далеко не новая. И если поискать по видеохостингам, можно найти массу всего интересного и сатирического на тему нынешней политики. Видео делают и представители партий и общественных движений, и обычные гражданами в порыве вдохновения. А вот действительно новым и необычным явлением стал для российской массовой культуры жанр политического комикса в Сети.

Кстати, так называемые видеокомиксы, или компьютерные комиксы, для тех же стран Запада – тоже совсем не новое явление. О политических комиксах я не слышал, но вот реклама различных мультимедийных проектов посредством видеокомиксов там дело обычное. Например, реклама MMORPG «Star Wars: The Old Republic» по большей части осуществляется через серию видеокомиксов. Так же в свое время рекламировалась и игра «Dead Space».

Правда, наши комиксы, которые появляются в Сети – это еще не совсем то, что называется полноценным компьютерным комиксом. У нас это картинки и письменный текст. По сути, эти комиксы можно издавать и на бумаге. Видеокомикс же в классическом смысле – это, по сути, тот же ролик. Только в этом ролике меняются статические картинки, как в комиксе, а закадровый голос озвучивает эти изображения. Но, думается мне, у нас такой жанр тоже скоро появится во всей красе.

Что же касается содержательной части отечественных проектов, то все довольно очевидно: наиболее известны у нас в России именно супергеройские комиксы. Ну и наш социум бессознательно ожидает именно героя. Такого, который придет, всех спасет. В общем, как «Человек Грызлов», который придет и молча поправит всё. Потому, собственно, и наша политическая сатира в комиксах рисует из политиков именно супергероев. (Хотя, в общем-то, и сатирой это тоже можно назвать с изрядной доле условности). В мировосприятии наших граждан власть – это сакральное явление. Носители власти – это немного сверхчеловеки. Они могут быть «злодеями» или «героями», но всё равно иного порядка, нежели «обычный человек». Собственно, даже в ролике Марии Гайдар про Путина, тогда ещё президента, сравнили не с кем-нибудь, а с антихристом. Фигура, конечно, зловещая, без сомнения, но и масштабная.

Такое художественное переосмысление, вплетение в пространство мифа, фантастики реальных политических деятелей, только добавляет им пресловутой «сакральности». С другой стороны, проекты вроде «Мульт Личности», как и, в свое время, «Куклы» дают возможность понять, что герои нынешней политики – это такие же люди, посмеяться над ними. В этом смысле Путин, представленный «человеком, как все» - уникальный образ. Он сочетает в себе и героическую сакральность, и близость к простому обывателю.

Довольно сложно говорить о том, как влияет на репутацию и «степень сакральности» политического лидера массовая культура. Те же «Куклы», например, были достаточно злой программой, в которой основным мотивом была десакрализация тогдашних политических элит. Сейчас во многом именно задачу десакрализации ставит перед собой «Мульт Личности», но делает это несколько тоньше. Но в целом, чтобы вышибить из ментальности нашего общества генетическое ощущение сакральности власти, нужно куда больше усилий и времени. Так что не думаю, что в ближайшие годы это произойдет.

Опять же, нужно понимать, что в российском сегменте Сети несколько иное отношение к политике и политикам, нежели в тех же США. Для граждан Америки политика уже давно в некоторой степени шоу. И политики – это не только управленцы и государственные менеджеры, но и шоумены. Для граждан России политика, несмотря ни на что, не становится шоу. Возможно, из-за того, что не развиты настолько информационные технологии, или же это особенность нашего менталитета. Однако то, что мы научились шутить над политикой и политиками – уже знаковое явление. Подозреваю, этих шуток будет в скором времени только больше.

Думается мне, что в эти и следующие выборы мы увидим массу роликов, комиксов, клипов и прочих интерактивных вирусных реклам. Благо, что трафик позволяет и картинки отключать давно не нужно. Ну и если пронаблюдать опыт предвыборных кампаний США с точки зрения мультимедийных технологий, можно сделать вывод, что в дальнейшем такого рода продукции у нас будет все больше и больше. И, это, в общем-то, неплохо. Лишь бы было увлекательно и талантливо. Потому что уже давно не интересно пялиться на яркие плакаты с лозунгами «Наша партия – самая-самая партия!», куда интереснее читать комиксы. В них есть сюжет. Да и полет фантазии у создателей нынешних, пока немногочисленных, политических комиксов делает им честь. Синие ведёрки-зомби – это хорошая находка.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67