Ноль перекатная: о практиках афинской трансгрессии

«Поднимаясь по эскалатору, стоял за широкой спиной какого-то мол.

человека в кожаной куртке. Темно-коричневая кожа его куртки, строчки бежевых

ниток, резина поручня и металл эскалатора создавали удивительный ритм».

А. Маркин, «Дневник UNTERGEHER`A»

В одном кисловодском санатории я наблюдал игру в столовой: прогнозирование меню на неделю на основе анализа понедельничных блюд. Допустим, если в качестве основного блюда в понедельник подавали цельный кусок отварной говядины, то днем во вторник на тарелке мог оказаться нарезанный тонкими полосками бефстроганов, а в среду – котлета. Вторничный салат из моркови с медовой заправкой деградировал до четверговой морковной же запеканки или комбинировался с творожной «бабкой». Единственной константой в этих метаморфозах оставалась капуста. Но и на нее находились знатоки, определявшие свежесть продукта по интенсивности хруста. Один из таких специалистов по капустному хрусту работал когда-то криптографом и, так сказать, делал из монолитных кусков информации такие информационные котлеты, которые могли оказаться в процессе передачи на чужих тарелках. При этом разделить их на мясо, булку и лук со специями было почти что невозможно. А коллеги из другого отдела занимались ловлей на тарелки с клеймом «ЗиК» жирных американских, суховатых британских котлет, пряных восточных люля-кебабов и восстановлением из них первоначальной свинины и баранины.

Обеденные прогнозы сбывались, что наводило на мысли о том, что глобальный вектор поиска смыслов можно свести к сборке первоначальной системы из рассеянных в пространстве элементов, к пониманию связей внутри механизма, результат функционирования ощущается иногда искателями самым непосредственным образом. Проект Стефаноса Цивопулоса «История Ноль», на днях представленный московской публике в Stella Art Foundation, представляет собой удобный инструмент отображения игровой системы движения и метаморфоз ценностей в актуальном художественном процессе. «История Ноль» состоит из трех видео и сборника текстов и иллюстраций «Альтернативные валюты. Архив и манифест». Дебют проекта состоялся на 55-й Венецианской биеннале, в Павильоне Греции.

Первое видео – рассказ об африканском иммигранте в Афинах, собирающем в тележку из супермаркета хлам: велосипедную цепь, барабан от стиральной машины, сломанный абажур. Меняются живописные локации поисков: залитые солнцем улицы, заброшенная промзона с разнотравьем, пустая фабрика: герой стучит куском арматуры по ржавым механизмам, роется в баке с аккуратно завязанными черными мешками. Разорвав один, он находит сделанный из разноцветных бумажек букет – это банкноты, бросает тележку и спешно покидает зону фокуса камеры. Второе видео - история фланирующего по анархистским кварталам в поисках идеи художника, который обнаруживает тележку иммигранта и опознает в ней готовый художественный объект. Третье – рассказ о страдающей деменцией собирательнице искусства, создающей из купюр евро оригами. Просторный кабинет со скульптурами и картинами. В вазах стоят букеты, сделанные из разноцветных банкнот. Закончив складывать очередной букет, женщина складывает «увядшие» цветы в мусорный мешок и спускается двор, чтобы выбросить шуршащий целлофан. Цикл завершается.

Помимо сквозной идеи, три части видео соединены повторяющими предметами: афроамериканец ест в растерянности апельсин, который выпадет из кухонного шкафчика собирательницы, а собирательница спустится выбросить «мусор» по спиральной лестнице - по похожей поднимется художник во втором видео.

Проект снят в строгом, почти документальном ключе: камера бесстрастно фиксирует некоторый ритуал. Все движения героев автоматичны, зритель наблюдает действие уникального механизма. Пытаясь додумать дальнейшую историю иммигранта, мы не можем быть уверены, что он вернется именно на это место за аналогичным вознаграждением. Мы определенно можем сказать, что дама, коллекционирующая искусство, будет складывать свои навязчивые оригами из евро, чтобы выбросить в бак. Художник будет продолжать свои прогулки с планшетом.

Центральный тезис проекта – миграция художественного объекта и его денежного эквивалента. Можно сказать, это проект про уникальный, ситуативный рынок, главный параметр которого – сокрытие причинно-следственной связи от участников всех трех ситуаций.

Одновременно эта частная ситуация может быть истолкована как сбой функционирования нескольких «нормальных» изолированных рынков: арт - рынка, в рамках которого действует собирательница и художник, и рынка труда/безработицы с иммигрантом, ставшая возможной благодаря тому, что эти тонкие миры существуют в конкретном и безусловном физическом пространстве - солнечных Афинах. Потенциальная возможность диалога этих миров реализовывается благодаря случайному, игровому соединению ситуаций: поисков пропитания, поисков фактов художественного бытия в бытии повседневном, покупки найденных артефактов и смены сущностного контекста денежных купюр, опять же по причине художественно-игровой. Последнее представляется особенно интересным: странности собирательницы в отношении к деньгам, забывание факта оплаты тележки - объекта в сочетании с отношением к купюрам не как к «всеобщему эквиваленту ценности», а как к живым цветам замыкает ситуацию в цикл созидания и вознаграждения.

Во всех трех эпизодах присутствует элемент неосознанности, герои действуют как бы во сне, расслабленно: дама делает букеты с отсутствующим видом, художник не знает, что ищет, в его камеру попадает сначала граффити, потом бездельничающие люди, потом тележка. Мотивирован и знает, что хочет, только герой первой части видео. Очищенные от смыслов и рефлексии, синхронизированные практики трех персонажей порождают уникальную игровую ситуацию обмена материальными ценностями различной природы.

Еще один важный аспект проекта – аспект «переоценки ценностей»: «История Ноль» создана и во многом инспирирована европейским в общем и греческим в частности кризисом. Вторая часть проекта - "Альтернативные валюты. Архив и манифест"- это собрание действительно существующих форм обмена ценностей вне денежного посредничества, например, бартер или оплата товаров предоплаченными минутами сотовой связи в африканском регионе. Одновременно эта часть верифицирует выписанную художественными средствами видеочасть и подсказывает, что возможен и «игровой» выход из «неигровой» финансовой проблемы. Котировка мусора резко возрастает после его «оплодотворения» вниманием и встраиванием в арт-контекст художником, а ценность денег девальвируется игровыми действиями собирательницы в мире конституциональной экономики, что является одновременно и способом оплаты за создание произведения в среде экономики маргинальной.

Первый объект, который находит иммигрант – сломанный телевизор. Экран разбит, но высвечивает в темноте лицо героя. Художник, осматривая тележку, вытаскивает телевизор, мы видим его отражение в пыльном стекле. Прибор больше не служит артефактом всевидения и всезнания и, ослепнув, приобретает свойства элемента альтернативной системы взаимодействия, где никому не дано узнать о действительных последствиях и смыслах своих действий.

Фотографии с сайта Stella Art Foundation

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67