Непредсказуемость в квадрате

Еще до своего завершения парламентская кампания в Великобритании получила ярлык самой непредсказуемой за более чем последних 60 лет.
Хотя, если уж стремиться к точности, то это непредсказуемость в квадрате. Во-первых, несмотря на социологическое преимущество консерваторов (последний опрос вечера прошлой среды дал консерваторам поддержку 37% избирателей, лейбористам – 28%, либерал-демократам – 27%), итоги выборов до последней минуты оставались интригой. Интрига номер два стартовала, как только окончился подсчет голосов. Дело в том, что ни один из фаворитов – консерваторы, лейбористы и либеральные демократы – не получили большинства в Палате общин. И вот четвертый день подряд ведущие представители консервативной и либерал-демократической партий Британии ведут переговоры о формировании коалиции.
Это означает, стартует сиквел избирательной кампании, у которого два основных сценария. Сценарий №1: правительство меньшинства, и вопрос только в том, кому удастся его сформировать – консерваторам или лейбористам. Сценарий второй: первое с 1945-го года и непривычное для политической практики Великобритании коалиционное правительство, но здесь просматривается только один вариант – необходимые 326 голосов могут собрать только консерваторы и либеральные демократы.

Больше вопросов, чем ответов

Предполагается, что выборы – час «Ч», который должен расставить все точки над i, дать ответы на ключевые политические вопросы. В этом смысле избирательная кампания-2010 уникальна, так как итоги голосования 6-го мая породили еще больше вопросительных знаков, чем было до. Что касается ответов, то они настолько расплывчаты, что назвать их ответами можно с очень большой натяжкой, да и то только по форме, а не по содержанию.
Да, действительно, формальные победители выборов (291 мандат) – британские консерваторы - впервые после 1997-го года получили шанс вернуться во власть. Казалось бы, именно они имеют наибольшие шансы сформировать правительство меньшинства. Но – при условии, что найдут недостающие голоса в других фракциях, а это превращается в большую проблему: либеральные демократы (51 место) ближе к лейбористам (247 мандатов), а маленькие партии получили всего 27 мест, что недостаточно для простого большинства в 326 мест. Остается еще вариант коалиционного кабинета, но при кажущейся арифметической простоте (291 + 51) на этом пути спрятано несколько противотанковых мин.

Консерваторы и правительство меньшинства

Если Дэвиду Кэмерону все-таки удастся взять высокий барьер, это станет поворотной точкой в британской внешней политике. Во-первых, консерваторы являются самой евроскептической из крупных партий Великобритании. Во-вторых, кардинальное изменение ощутят российско-британские отношения, которые сегодня находятся в самой низкой точке. Подход консерваторов к отношениям с Российской Федерацией будет строиться на рациональном и прагматическом фундаменте в отличие от линии Гордона Брауна, которую можно назвать откровенно недружественной. Взаимные экономические интересы и выгода от сотрудничества между двумя государствами совершенно не учитывались главой британского правительства, который в любой ситуации, будь то предоставление убежища Березовскому / Закаеву или дело Литвиненко, в первую очередь искал причину для разногласий, недружественных шагов и заявлений.
В то же время существует большая вероятность, что правительство Кэмерона продолжит экономический курс Гордона Брауна (конечно же, с незначительными вариациями). Во-первых, комплекс проведенных лейбористами антикризисных мер во многом сработал, а кризис – не та переправа, на которой позволят менять коней. Во-вторых, британские банкиры и крупные предприниматели за неделю до выборов выступили с заявлением, где дали понять, что консервативный кандидат на пост министра финансов Джордж Осборн их не устраивает. Здесь стоит обратить внимание на обоснование такой позиции: британский крупный бизнес считает, его политика далека от традиционных ценностей тори. Мы, конечно же, понимаем, что Осборн не формирует финансовую политику в одиночку, он является, пусть самым влиятельным, но проводником партийной линии, поэтому крупный бизнес заранее дал понять, как он оценивает экономическую программу Кэмерона и консерваторов.
А вот что касается идеального министра финансов, то бесспорным фаворитом крупного бизнеса и, получается, приверженцем консервативных взглядов на экономику, оказался нынешний глава финансового ведомства – лейборист Алистер Дарлинг.

Коалиционный сценарий

Если же говорить о сценарии коалиционного правительства, то консерваторы, конечно, имеют формальные шансы сформировать большинство с участием либеральных демократов. Вот только здесь также появляются несколько «но…».
Во-первых, партия Ника Клегга последовательно выступает за изменение избирательной системы с мажоритарной на пропорциональную, и голосование 6-го мая наглядно показало почему – несмотря на третий рейтинг по стране в целом, выборы по округам нивелировали данное преимущество либдемов. По этому пункту возможны жесткие расхождения с партнерами по коалиции – ведь для консерваторов именно мажоритарная система стала тем трамплином, который принес не треть, а почти половину мест в парламенте.
Вторая плоскость расхождений – экономическая политика. Если учесть, что либеральные демократы выступают за налоговые льготы для бедных и среднего класса, отмену платного образования в вузах, увеличение государственной пенсии, повышение ставки налогов на дивиденды, то в целом их направление понятно – сместить акцент с поддержки финансового сектора и работодателей на поддержку конкретного британца.
Третий спорный пункт – евроинтеграция, по которому тори и либдемы занимают противоположные позиции. Не будем забывать и о предложенной лейбористами и поддержанной консерваторами программе модернизации ракет «Трайдент» на атомных подводных лодках, чему либеральные демократы категорически оппонируют. Если добавить расхождения по ряду более мелких вопросов, то можно прогнозировать, что такое правительство вряд ли сможет быть устойчивым и долговечным.
Конечно же, остается еще фантастический вариант союза консерваторов и лейбористов. Прошедшие почти полтора десятка лет засвидетельствовали, что их расхождения – это внешняя сторона дела. А вот в том, что касается реальных шагов в экономике, они чаще обнаруживали удивительную схожесть. Но такое решение будет означать отказ от традиционной для Великобритании двухпартийной системы – кита, на котором до этого дня держалось могущество и первых, и вторых.
А значит, главным резюмирующим итогом прошедших 6-го мая выборов могут стать новые парламентские выборы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67