Не ушла

Когда вчера написали, что Людмилы Марковны не стало, очень хотелось, чтобы это было очередной уткой. Чтобы она в эфире всех каналов опровергла это со своим характерным смешком. Как месяц назад, но... это было оглушающей правдой. Так не должно было быть, она была обязана выкарабкаться из своей болезни. Слишком много в ней было сил и жажды жизни.

Википедия фиксирует её звания и награды: Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии РСФСР, Государственной премии Российской Федерации, премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство», ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Фильмография из 96 фильмов, две книги, несколько альбомов песен.

Она ушла очень рано. 75 лет не возраст... Она могла бы ещё жить и жить, играть и творить.

Но судьба распорядилась иначе. Она не была любимицей фортуны, за все приходилось платить по гамбургскому счету. Судьба была строга к Гурченко, а иногда даже жестока. Но жизненные перипетии не сломали, а лишь закалили Людмилу Марковну. За каждым падением шел подъем. Мало кто из российских актрис мог бы похвастаться такой популярностью и народной любовью, какая была у Гурченко. А её действительно любили. И за «песенку про пять минут», и «Людка, а Людк! Тьфу, деревня!» и за «Старых кляч». Она была последней дивой советского кинематографа среди суеты сериальных звездочек и героинь реалити-шоу.

Неподражаемая, несравненная, гениальная, острая, яркая, великая и сложная. Бесконечно сложная. Окруженная легендами, сплетнями, слухами. Бесконечные интервью дочери, обиды бывших мужей, ревность коллег, недовольство режиссеров. Какое это имело отношение к её творчеству? Кто мог сравниться с ней в таланте?

Роскошный актёрский диапазон: от комического до острохарактерного и трагического! Гурченко не только играла, пела и танцевала, она была необычайно серьёзна, была трогательной и ироничной, нелепой и смешной, роскошной и сексуальной... Её тонкая талия, её сумасшедшие наряды, манера танцевать и грустные глаза…Она спешила жить, обожала Земфиру, знала, что такое Twitter. Она была актуальной, современной, ровесницей, а не нафталиновой звездой, застрявшей в советской эпохе.

Худенькая девочка из Харькова, ставшая главной суперзвездой советского кинематографа на многие десятилетия. Ребенок войны, пережившая оккупацию родного Харькова, певшая перед немцами за тарелку супа, чтобы выжить, чтобы не умереть с голода. Откуда в ней взялись эти силы? От родительской любви? От отца, верящего в неё с пеленок. Люся через всю жизнь пронесла завет Марка Гавриловича: «Все людям, ничего себе, все людям».

И вместе с тем, не до конца реализованная в нашем кинематографе. И дело не в десяти годах вынужденного простоя, когда чинуши от кино и комитетчики вышвырнули актрису из любимой профессии с помощью глупых фельетонов.

Когда Людмила Марковна впервые попала в США на Бродвей в 1979 году, ей было уже 44 года. Она хотела быть именно музыкальной актрисой, но было уже слишком поздно, чтобы реализоваться в музыкальных спектаклях, да и не было у нас легкого жанра мюзикла во времена застоя. Вместо Бродвея был театр киноактера, где она перебивалась случайными заработками, когда не было ролей в фильмах. Некуда было приложить свой талант, но спас Евгений Гинзбург, поставивший «Бенифис Людмилы Гурченко», «Волшебный фонарь».

Но Гурченко запомнится зрителям не только своим творчеством, но и гражданской позицией. Невозможно было её представить на партийных съездах, заседающей в Госдуме, агитирующей за кого-то, выступающей с трибуны, подписывающей письма, за которые потом будет стыдно. Она была выше этой суеты и торговли лицом. И только останется в памяти, как она стоит в общей очереди в траурный зал ЦКБ 19 декабря 2009 года, чтобы попрощаться с Егором Гайдаром: «Я не смогла иначе. У меня бы болела душа, мучила совесть, если бы я не была здесь». И в этом вся Гурченко. Не лезущая напролом на VIP-места, а молча стоящая в одной очереди со своим зрителем, чтобы простится. 4 апреля мы встанем в очередь, чтобы простить с Вами, Людмила Марковна.

Но на самом деле Гурченко никуда не ушла. Её фильмы, песни и книги занимают огромное место в жизни каждого из нас. Простите, что не успела сказать Вам спасибо за воспоминания из моего детства, за «Песни войны», за «Любовь и голуби», за «Московские окна», за «Взрослое детство»…. Жаль, что Вы не остались с нами еще хотя бы на пять минут…

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67