Не так страшен кризис в образовании, как антикризисные меры

Закончился ХI съезд Российского Союза ректоров. И хотя считалось, что он посвящен перспективам развития высшей школы, и на нем даже была выдвинута стратегическая инициатива «Новое образовательное измерение» (декларативный призыв «консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира»), съезд преимущественно касался антикризисных мер в высшем образовании. И еще: то, что говорилось со сцены, далеко не всегда совпадало с настроениями ректоров вузов России, сидевших в зале.

На трибуне и в кулуарах

Работа съезда ректоров совпала с принятием нового бюджета страны. Так вот, Минфин в числе других статей предложил сократить расходы и на высшее образование. Так что, об особом развитии говорить не приходится. Понятно, что времена для образования будут тяжелыми.

А потому, на съезде много говорили об антикризисных действиях. Но далеко не все предложения были одобрены ректорами. То есть, не то, чтобы они их не одобряли. Просто считали малореальными и не всегда эффективными. Правда, происходило это, в основном, в кулуарах.

Например, Президент Дмитрий Медведев предложил вузам переводить на бюджетные места хорошо успевающих студентов-контрактников. («По тем подсчётам, которые сегодня сделали эксперты, в этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тысяч студентов»). Но в стране ведь около 7 миллионов студентов. Правда, в государственных учебных заведениях учится «всего» 4 миллиона.

И еще: бюджетные места обычно освобождаются на естественно-научных или инженерных факультетах. А там студентов-контрактников и так очень мало; а те, кто есть, - далеко не отличники. Обратная ситуация – на гуманитарных факультетах. Так, в крупнейшем гуманитарном университете России, где студентов несколько тысяч, - всего 19 вакантных бюджетных мест! Так что, масштаб – весьма скромный.

Или: на съезде прозвучало предложение заморозить на весь срок учебы плату за обучение. По сведениям Минобрнауки, более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для тех, кто сегодня учится, на весь период обучения. То есть, без учета инфляции. Президент выразил уверенность в том, что, «несмотря на такое чувствительное, заведомое уменьшение доходов, эту позицию разделят и другие высшие учебные заведения. Но вообще-то, он предложил посмотреть, «как будут развиваться события в этом году, а там к этому вопросу можно будет вернуться».

Ректоры имеют свою точку зрения на эту проблему. Как сказал глава одного крупнейшего Московского вуза, заморозив плату, без учета индексации на весь срок учебы, множество вузов попросту обанкротятся. Сидевший за моей спиной президент Пятигорского государственного лингвистического университета, академик РАО Юрий Давыдов сказал так: «Да, действительно, в настоящее время мы естественно выполняем рекомендации, связанные с переводом студентов-контрактников на бюджетные места, с замораживанием оплаты. Но, тут есть такое препятствие: бюджетные места можно занимать только на конкурсной основе. Мы получаем рекомендацию о переводе с платной формы – на бесплатную. А где конкурсная основа? Это нарушение законодательства, и тогда закон нуждается в поправке. Что касается того, можно ли заморозить плату за обучение, то нужно понимать: из этой платы - 60-70% идет на заработную плату преподавателям; из этих же денег укрепляется материальная база (капитальный ремонт и пр.). Если плата за обучение заморожена, а цены на строительные работы, на капитальный ремонт отнюдь нет, то это грозит деградации высшей школы».

На своей предсъездовской пресс-конференции Виктор Садовничий тоже подтвердил, что просто так снизить плату за обучение – нельзя. Есть понятие «затраты на обучение одного студента» (бюджетного). Это – норматив государства. И по закону нельзя устанавливать плату для внебюджетного студента ниже, чем для бюджетника. Ведь всех должны учить одинаково. Например, минимальный норматив стоимости обучения студента в МГУ – 160 тысяч рублей в год. Значит, это и минимальная стоимость для студента-контрактника. Но ситуация осложняется тем, что на многих гуманитарных факультетах, остается, допустим, 5 внебюджетных мест. А поступить на них хотят 35 человек. Вот, факультеты и повышают эту планку, и стоимость контрактника может подняться и до 200 тысяч.

Виктор Садовничий предложил вузам не «задирать» эту планку и не устраивать из этого «аукционов».

Были предложены и другие антикризисные меры. Уже в ближайшее время Правительство должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образование. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент закончит вуз и устроится на работу. Поручителем по таким кредитным сделкам выступит само государство. Но условием его получения должна быть хорошая успеваемость.

Еще будет увеличен бюджетный приём в магистратуру и в аспирантуру. При этом в магистратуре число бюджетных мест может увеличиться до 34 тысяч, а в аспирантуре – до 29 тысяч.

Кроме того, в Госдуму внесён законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Так, появятся новые возможности для того, чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала высшей школы. Эти малые предприятия могут дать до 30 тысяч рабочих мест, в том числе, связанных с выпуском высокотехнологичной продукции.

А еще ректоров обрадовала фраза Президента, которую все собравшиеся трактовали однозначно: есть надежда на отмену ЕГЭ. Фраза эта касалась того, что не все из того, что было сделано, в том числе и в законодательном плане, должно восприниматься как «священная корова». «Это не значит, что мы не совершаем ошибок».

Впрочем, изменения едва ли могут коснуться этого года («имею в виду не текущую ситуацию, а будущее», - сказал Дмитрий Медведев»).

Если, как и ректоры, считать, что фразе Президента относилась к закону «О ЕГЭ»,то, конечно, это правильно: выпускники уже готовятся к ЕГЭ, а не к традиционным выпускным, а также вступительным экзаменам. Но что произойдет в будущем, станет известно после того, как пройдет этот учебный год.

ЕГЭ на съезде отдельно не обсуждалось. Но проблемы тут гигантские. Например, ректор МГТУ имени Баумана Игорь Федоров сказал, что из-за ужасающей подготовки школьников по физике и нежелании детей сдавать ЕГЭ по этому предмету, Бауманка в ближайшем будущем может остаться вообще без студентов. Дело в том, что «физика» - обязательный вступительный экзамен едва ли не на всех факультетах этого крупнейшего инженерного вуза страны.

Системы переподготовки сегодня просто нет

В связи с грядущей безработицей среди выпускников этого года (большинство организаций в этом году вообще не планируют принимать на работу молодых специалистов, а остальные сокращают прием в среднем на 25%), Глава Союза российских ректоров Виктор Садовничий предложил сделать обязательным для работодателей квоты приема молодых специалистов и предоставления им на определенный срок гарантий по сохранению рабочего места. Но для этого бизнес-сообщество должно проявить социальную ответственность.

Что касается повышения квалификации и профессиональной переподготовки, о которой так много сегодня говорится, то по данным мониторинга, сегодня повышают квалификацию менее 5% населения и чуть больше 1% проходят переподготовку. Традиционно это учителя, врачи, государственные и муниципальные служащие. Вообще же, система переподготовки развита недостаточно. Точнее, ее просто нет. Виктор Садовничий предложил создавать центры повышения квалификации на базе вузов; ввести специальные образовательные сертификаты на оплату переподготовки.

Пока еще великий и могучий

Президент СПбГУ Людмила Вербицкая, рассказывая о работе съездовской секции «Значение культуры русского языка в подготовке специалистов гуманитарной, естественнонаучной и других сфер образования», сказала: «Если мы сегодня не подумаем над тем, как нам сохранить русский язык, как сохранить общее толкование и понимание терминов, как сохранить нормы устной и письменной формы общения, то очень скоро будет под угрозой самый главный документ, по которому живет Россия – наша Конституция»

Она предложила подготовить конкретные предложения, которые бы заставили действовать принятый три года назад закон «О русском языке». Одно из предложений - вернуть обязательное выпускное сочинение в школе как итоговую форму контроля знаний по русскому языку и литературе. «Потому что скоро наши дети не смогут писать по-русски. А примитивизация языка – это примитивизация мысли».

Еще Людмила Вербицкая и ее коллеги предложили учитывать уровень владения русским языком при занятии государственных должностей. «Когда-то я предлагала чтобы ни один депутат Госдумы не мог бы претендовать на то, чтобы баллотироваться, до тех пор, пока не представит документ об уровне своего владения русским языком. Может быть, мы сможем обратиться с этим к Президенту».

А, кроме того, Людмила Вербицкая предложила, чтобы курс русского языка и культуры речи был включен в учебные планы и программы всех без исключения высших учебных заведений. И государственных, и коммерческих. «Члены нашей секции предлагали, чтобы этот курс оставался обязательным в течение всего обучения». (Впрочем, это предложение было сходу «отбито» Министром Андреем Фурсенко: «это неправильно, нелогично. Русский язык надо учить в школе, иначе мы отбираем у ребят время на получение профессиональных знаний». Знал бы Министр, с какими грамматическими и прочими ошибками пишут e-mail-ы и sms-ки студенты-гуманитарии лучших вузов страны. Что уж говорить об инженерах!

Призрак Греции или Франции бродит по России

Самым радикальным и острым стало выступление на съезде зам. председателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина. Его неоднократно прерывали бурными аплодисментами, и ими же проводили до причитавшегося ему места в партере. Выступление мы приводим полностью. Он говорил от имени общества «Знание» России, президентом которого его избрали месяц назад, и от имени Всероссийского общественного движения «Образование – для всех», возглавляемое им же.

Недавно от одного замечательного ректора я услышал грустные слова: не так страшен кризис, как антикризисные меры (смех, аплодисменты).

Я должен сказать, что в образовательной политике кризис у нас был запрограммирован еще до начала мирового экономического кризиса.

Запрограммирован четырьмя позициями. Первая: отказ Минфина от повышения зарплаты интеллигенции в регионах. В результате у нас сейчас на одного ученика в Якутии – 62 тысячи, в Московской области – 53, а в Калужской – 9 тысяч. Понятно, что право ребенка на образование не должно зависеть от места рождения и качества губернатора.

Второе. Родители говорят о том, что подготовить к ЕГЭ намного дороже, чем к традиционному экзамену. Что воспитание в процессе обучения заменяется дрессировкой. Еще хуже, что до 15% детей может остаться без аттестатов. Соответственно, они останутся без работы и смогут только учиться в ПТУ на базе 9 классов. Президент РФ вызывал по этому поводу Министра.

Третье. Принудительное двухуровневое образования. Бакалавризация всей страны. Большинство студентов будет учиться на год меньше, и получат на 40% меньше занятий по специальности,

Четвертое. Заявленное летом руководством Минобрнауки намерение сократить число вузов России в 5-7 раз (с тысячи - до 150-200). Если бы все это было реализовано, мы получили бы образовательный кризис, независимо от падения цен на нефть. Но экономический кризис все это обострил. Около 2,5 миллионов человек могут остаться в этом году без работы и учебных мест. Призрак бродит по России: призрак Греции или Франции.

На мой взгляд, нам нужна срочная антикризисная программа. Причем, в ближайшее время. В духе времени, предлагаю назвать ее вместо «Россия 2020», - «Российское образование АКМ 9-9) (антикризисные меры).

Перечислю некоторые. Первое: мы приветствуем заявление президента о расширении образовательного кредитования для хорошо успевающих студентов. Но мы считаем, что нужно идти еще дальше. Нужно предложить беспроцентные возвратные субсидии всем нуждающимся студентам, из тех, кто учится на внебюджетной основе в государственных и негосударственных вузах. По аналогии с ипотекой. Пройдет кризис, - вернут.

Второе. Мы приветствует решение Минобрнауки не сокращать в этом году набор на бюджетные места. Мы приветствуем требования Президента активно переводить на них студентов. Но предлагаем идти дальше. Все эти годы набор сокращался. Мы призываем вернуться к набору 2004-го года. Это нужно сделать, прежде всего, для специалистов инженерных специальностей и для специалистов в фундаментальных областях естественных наук.

Третье. Мы предлагаем выделить примерно 270 миллиардов рублей на зарплату педагогов в регионах.

Четвертое. Мы приветствует предложение думского Комитет по образованию о возвращении льгот по налогу на прибыль для образовательных учреждений и инвесторов образования. Но предлагаем идти еще дальше. Вернуть налоговые льготы образованию на уровне 2001-го года. Мы считаем неправильным, когда некоторые государственные вузы платят налогов больше, чем получают денег из бюджета. Это противоестественно. Мы считаем неправильным, когда негосударственные вузы, которые создают материальную базу, за это наказывают, а не поощряют.

Пятое. Мы приветствуем решение законодателей и Минобрнауки, которые освободили от ЕГЭ часть категорий граждан. Я имею в виду олимпиадников, людей с ограниченными возможностями здоровья, получающих второе высшее образование, получающих высшее на базе среднего профессионального по сокращенным программам и тех, кто окончил школу до 2009-го года (но почему-то – только при поступлении на заочное или вечернее отделение). По этому поводу завершен сбор подписей в Конституционный суд от депутатов двух фракций.

Мы предлагаем принять закон «О добровольности ЕГЭ» - все равно будут две системы. И примерно половина людей будет поступать без ЕГЭ. Либо – отложить ЕГЭ на три года, для того, чтобы не создавать напряженности. Иначе, около сотни тысяч детей могут оказаться без аттестатов и несколько сотен тысяч детей, которые раньше закончили школу, могут остаться без возможности учиться очно. (Бурные аплодисменты).

Шестое. Я согласен с Виктором Антоновичем в том, что нужно вернуть право бакалаврам получать образование специалиста. (Бурные аплодисменты). Но нужно идти дальше: на три года приостановить переход на двухуровневую систему, чтобы спокойно с ней разобраться. На это время будет действовать прежний закон. По нему не только бакалавры смогут продолжать образование в качестве специалиста, но и магистранты не потеряют отсрочку при переводе в другой вуз. По нему все желающие продолжат интеграцию в Болонский процесс на добровольной основе, поскольку прежний закон Болонскому процессу очень мешал (аплодисменты).

Седьмое. Мы поддерживаем предложение Президента о том, что надо внимательно относиться к аккредитационным критериям, но, чтобы искусственно не сокращать число вузов, мы предлагаем на три года приостановить любые действия по внеочередной аккредитации вузов, в связи с разработкой новых правил аккредитации. А аккредитацию проводить по прежним правилам, исключительно в сроки, установленные законом (аплодисменты).

Восьмое. Мы согласны с высокой оценкой президента электронного обучения. Предлагаем идти дальше. По разным оценкам у нас сейчас в год получает переподготовку и повышение квалификации от двух с половиной до десяти процентов граждан. В Европе – 60-70%. С помощью электронного обучения можно существенно продвинуть эту подготовку. В том числе – на базе лучших вузов.

Девятое. Мы поддерживаем предложение Патриарха, что в эпоху кризиса нужно думать не только о материальном. Стержень образования – это духовно-нравственное воспитание. Ключевая позиция тут – у СМИ. Мы поддерживаем предложение РАО, усиленное Людмилой Вербицкой, чтобы установить психолого-педагогический контроль над телеканалами. Речь не о цензуре, не о политике, а о нравственности. И восстановить в России образовательный канал (аплодисменты).

P.S. Редакционной комиссии съезда было предложено учесть в решениях вопросы, поставленные Олегом Смолиным, а Министерству образования и науки на эти вопросы ответить. Съезд же отреагировал на это предложение бурными аплодисментами.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67