Научно-техническую сферу спасет только государство

Инновационная сфера не может существовать без промышленности, а промышленная политика в РФ, к большому сожалению, пока отсутствует. Новых крупных промышленных предприятий строят очень мало. Унаследованные производственные мощности почти не обновляются и быстро стареют. Мы производим все меньше самостоятельно разработанных технически сложных изделий. Отсутствуют пригодные для выхода на рынок классы принципиально новой техники, где мы можем занять монопольное положение или хотя бы быть автономными.

Остро чувствуется отсутствие государственной научно-технической политики. Активно поддерживаемые государством приоритетные «технологические коридоры», о которых много говорилось на экспертном уровне, так и не появились. Органы государственного управления заняты вопросами собственности… Конечно, это весьма и весьма важно. Но при этом научно-техническая деятельность предприятий, НИИ и КБ, где только и могут появиться новые решения, остается во многом предоставленной сама себе. Государственное управление как бы отделилось от оставшейся где-то глубоко внизу научно-конструкторской и производственной деятельности, которой нынче управляют лишь непосредственно включенные в нее сообщества профессионалов.

Несомненно, многие из этих сообществ формировались в свое время с большим запасом. Инвестиции, вложенные когда-то в специалистов атомной или космической отрасли, дают отдачу до сих пор. Но до бесконечности ни один профессиональный цех в технически сложной и масштабной стратегической области сам по себе, без участия государства воспроизводиться не может. Тем более расширяться, обновляться, лидировать в мире. Отсутствие государственной научно-технической политики влечет за собой эрозию компетенций. А их надо не терять, а наращивать.

Нимало не подвергаю сомнению искренность инновационных намерений президента, олицетворяющего собой наше государство. Однако способность государства к разработке и реализации стратегических программ складывается из деятельности сотен и тысяч должностных лиц, хорошо мотивированных и объединенных в работоспособные государственные структуры, специально ориентированные не на текущее функционирование, а на развитие. Пока этого нет.

Что же касается кризиса, сейчас на локальном уровне он может на какое-то время и отступить. Но он вернется, причем дважды. Первый раз, когда перейдут некую черту процессы деиндустриализации России, только что мною названные. А второй раз, когда начнет ломаться и перестраиваться современный мировой экономический порядок, окончательно показавший свою аморальность и прямо связанную с этим неэффективность.

Что касается приоритетной государственной стратегии, то на первом месте сейчас должна быть постановка инновационных задач в сфере образования, работы с людьми. Наша система образования действительно в глубочайшем кризисе. То, что практические усилия по ее обновлению, по выделению и поддержке силами государства реально существующих точек роста подменяются всевозможной чиновничьей кампанейщиной (ЕГЭ и прочее болонство), это возмутительно. Не сомневаюсь, что Бог накажет тех, кто это делает. Пока же эти люди (к сожалению) при должностях, надо, не дожидаясь их неизбежного ухода, прорабатывать программу возвращения мирового лидерства в образовании силами экспертного сообщества, высоких профессионалов (они есть).

Много пишется и говорится о том, какие меры принять против коррупции в законодательной, политической, технической плоскостях. Но коррупция имеет свои духовные истоки, и без решения вопроса на этом уровне она, в самом деле, непобедима и всепобеждающа. Возвращение живой, а не имитационной нравственной проблематики в публичное поле, во все (в полном и буквальном смысле слова) сферы современной жизни – вот действительно насущная, хотя и трудная задача.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67