Начало начал

О новом фильме Кристофера Нолана

Заработав всеобщее уважение и оправдав ожидания больших боссов фильмами «Бэтмен: начало» и «Темный рыцарь», фактически, Кристофер Нолан получил подарок от Warner Bros. в особо крупном размере – карт-бланш в работе над фильмом своей мечты, который англо-американский режиссер, по собственному откровению, планировал и разрабатывал около десяти лет. Сценарий к фильму, как заведено, он писал с братом Джонатаном. В операторском же мастерстве отличился Уолли Пфистер, который отказывается снимать какие-либо проекты, кроме нолановских. Так, достав все необходимое и хорошенько обдумав этапы съемок и другие аспекты зарождающейся киноленты, Крис и его команда приступили к началу съемок «Начала» – простите за каламбур.

Слухи и ажиотаж клубились вокруг «Начала» как густой туман над темным омутом вплоть до самого премьерного показа. Нолан даже не всем актерам дал прочитать сценарий целиком, дабы оставить секреты сюжета в сохранности, что, надо признать, подлило масла в огонь бурлящего интереса общественности к фильму. Таким не слишком тонким психологическим заигрыванием с аудиторией Нолан заведомо обеспечил картине неплохие кассовые сборы. Каких только нелепостей не напридумывали киноманы, чтобы хоть на дюйм придвинуться к реальному содержанию ленты, но в кинотеатрах она уже целую неделю, слухи поутихли, остались только разгоряченные споры посмотревших.

* * *

Итак, суть фильма не запутана настолько, насколько этого можно было ожидать. Но и не ясна с первых минут просмотра. Нолан держит сидящих в прохладном зале кинотеатра зрителей в постоянном напряжении, несмотря на то, что там особо-то и нечему удивляться: все выстроено в идеальную логическую цепочку, и если попытаться угадать дальнейшие действия, не ошибешься. Однако постоянно ждешь каких-то неожиданностей, что вот-вот все перевернется вверх дном, поломав структуру выстроенных в собственной голове разгадок, что и происходит за последние несколько секунд, когда пресловутый волчок крутится идеально, что указывает на иллюзорность происходящего вокруг. Именно от этого убеждения погибла жена главного героя, Кобба (персонаж, которого Леонардо ДиКаприо), добавив фильму легкий налет трагичности.

Многоярусная концепция нолановского детища заключается в том, что в состоянии сна человеческое сознание наиболее уязвимо, а значит оттуда можно не только украсть любую необходимую заказчику информацию, но и оставить после своего присутствия какую угодно идею, но для этого она обязательно должна быть простой и предельно ясной. Как выражается персонаж Леонардо ДиКаприо, идея – самый страшный вирус, и заразить ею можно кого угодно. Однако не все так просто, как кажется, идея может и не прижиться в голове объекта, начнется отторжение, и чтобы этого не произошло, Кобб набирает себе в команду лучших из лучших, настоящих гуру каждой отдельно взятой области. Все вместе они пытаются провернуть сложнейшую операцию «внедрения».

Хоть большинство и считает «внедрение» невозможным, главный герой знает, что это не так, поскольку именно оно стало причиной трагической смерти его горячо любимой жены в облике великолепной француженки Марион Котийяр, которую он инфицировал идеей, дословно: «твой мир нереален». Делал он это, естественно, с целью благой, чтобы вытащить супругу из совместного сна, в котором за 50 лет они успели насладиться проектированием собственного мира и состариться в нем же, прежде чем легли на рельсы. Но, видимо, он не со всей возможной серьезностью отнесся к подсознанию своей избранницы, которую и на нашей, обыденной ступени бытия постоянно разъедала внедренная Коббом мысль. Его желание выбраться из сна обернулось смертью жены, которая спрыгнула с карниза высотки в годовщину их свадьбы. После такого поворота у бывшего архитектора не осталось выбора, ему пришлось бежать из страны и заниматься нелегальным промышленным шпионажем, который являлся, по сути, кражей информации прямиком из мозга объекта, находящегося в бессознательном состоянии.

В картине также фигурирует молодая студентка Ариадна, учащаяся на архитектора у отца Кобба. Она взята в команду по захвату разума наравне со взрослыми мужчинами и на ее плечах лежит отнюдь не легкая задача: создание архитектуры подсознания. Так, проектируя мир сна, она должна иметь в виду, что необходимо, чтобы тот был похож на лабиринт. Однако внешне для фильма она играет несколько иную роль. Ариадна нужна зрителю как маячок осознания. Будучи новенькой в нелегком деле проникновения во сны, она постоянно ищет ответы на естественно возникающие вопросы, и получает их из увиденного и пережитого или из объяснений других членов команды, которые тем самым объясняют это все аудитории для лучшего переваривания обрушивающегося потока информации.

После того, как архитектор «выписан» из Парижа, Кобб едет в Момбас за химиком и имитатором. Со вторым ему уже приходилось работать, что объясняет их быстрые и лаконичные диалоги, однако первый ему незнаком и удивительна та простота, с которой чужие люди, впервые встретившись, обсуждают трехуровневое погружение и средства его достижения, хотя, казалось бы, такие вещи должны охраняться от посторонних глаз большей осторожностью. Но что поделать, люди они серьезные, профессионалы, у которых явно не хватает хронометража на лишние разговоры.

* * *

«Начало» – фильм довольно претенциозный, его концепция отнюдь не проста. В пространстве фильма все очень хорошо продумано и кристально чисто размечено, нет никаких помех для восприятия цельной идеи, которую, вероятно, режиссер хочет внедрить в наше сознание, однако, выйдя за его пределы, многое становится неясным. Также режет глаз чрезмерная идеализированность: все герои настолько человечны, что, выходя из кинозала, ощущаешь на только подступающую жару, но и обволакивающее чувство недружественности действительности, в которой вряд ли незнакомый человек будет рисковать ради тебя своим психическим здоровьем; даже их новый заказчик преследует благую цель, хоть и не вполне легальным способом: он хочет оградить мир от энергетической монополии.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67