На пороге

Тема олимпийского будущего оказалась 10 июля снова на повестке: Даниэль Кон-Бендит, евродепутат от зеленых, на заседании Европарламента выступил с популистской филиппикой в адрес председательствующего Николя Саркози, потребовав бойкотировать открытие проводимой компартией Китая летней Олимпиады. Почти в то же самое время государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Кондолиза Райс заявила полную поддержку проведению зимней Олимпиады в России. Бойкот Пекину - и поддержка Сочи. При всей очевидной разнице в этих политических высказываниях все-таки больше общего...

Находясь в Тбилиси, Кондолиза Райс на совместном брифинге с президентом Грузии Михаилом Саакашвили заявила, что Россия должна стать стороной, участвующей в разрешении проблемы, а не способствующей ей. Имелось в виду недавнее обострение в зоне конфликтов между властями Грузии и непризнанными республиками. Глава Госдепа подчеркнула незыблемость территориальной целостности Грузинского государства. И наконец заявила поддержку Америкой проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, посоветовав Москве принять срочные меры для урегулирования грузино-абхазского противостояния.

Госпожа Райс фактически обвинила РФ в эскалации напряженности в регионе. То есть Соединенные Штаты снова приняли сторону своего ставленника Михаила Саакашвили. Ведь именно его подчиненные не переставая твердят о поставках российского оружия в Сухуми, как возмущались ранее вводом в зону конфликта российских железнодорожных войск и снятием с Абхазии санкций. Согласно мнению Райс, именно Россия умышленно разжигает ненависть между стремящимся в НАТО Саакашвили и теми, кто не признает его власть, ориентируясь на Российскую Федерацию.

Однако существует обоснованное мнение: России, ориентированной проабхазски, летом не выгодны никакие взрывы, перестрелки, операции по обмену пленными и прочая милитаристская экзотика, поскольку все перечисленное срывает курортный сезон в Сухуми. Не стоит забывать, насколько существенны для маленькой страны поступления в бюджет от туристов, среди коих множество россиян. Эти деньги составляют основу абхазской экономики. Вряд ли Медведев и Багапш договорились о дискредитации отдыха на черноморском побережье Абхазии. Сложно представить, что именно Россия поставила себе задачу залить кровью Гагру и Пицунду, где проживает население с двуглавым орлом на обложке паспорта. Но, несмотря на располагающий к расслабленности разгар курортного сезона, в регионе запущен механизм, столь удачно названный Гарри Труменом "войной нервов".

Высказывания Райс о территориальной целостности Республики Грузия после отторжения (не без участия лидера мирового сообщества США) от Сербии 15% ее суверенного пространства под названием Косово сами по себе выглядят противоречиво. Сегодня ссылаться на данную норму международного права, выросшую из поставленных под вопрос Хельсинкских соглашений, проблематично. Древние христианские реликвии оказались в руках албанских радикалов-обскурантов. Перед мировым сообществом легитимировали убийц - полевых командиров, в один миг сделавшихся официальной косовской элитой. Государственным образованием объявили центр компактного проживания мусульман, где практикуется похищение людей, проходит наркотрафик и фактически проводятся этнические чистки. Дав отмашку процессу, названному некоторыми аналитиками "горохизацией Европы", американские чиновники вдруг принялись лицемерно заботиться о том, чтобы Грузия не распалась. Несмотря на все усилия представить казус Косово не в качестве прецедента, очевидно, что мы сталкиваемся с политикой двойных стандартов. Впрочем, после слов американского конгрессмена Брэда Шермана ничему удивляться не стоит. Прагматизм американской внешней политики, по его мнению, выражается в следующей максиме: "Хотим - будируем право наций на самоопределение вплоть до отделения, не хотим - выступаем в защиту территориальной целостности. В зависимости от того, какой из принципов больше отвечает нашим национальным интересам в конкретной ситуации".

Кстати, сама Кондолиза еще в начале текущего года пыталась обосновать отличие косовской истории от абхазского, южноосетинского, приднестровского и нагорно-карабахского вариантов. Стремясь опровергнуть расхожее суждение о прецедентности косовской сецессии для всех замороженных этноконфликтов с потенцией к возникновению новых государств в мире, она привела три аргумента. Первый - Югославия развалилась, и Автономный край Косово имеет право силами сепаратистски настроенных лиц отделиться от Сербии, дабы цепь событий, имевшая старт в 1990 году, получила наконец закономерный финал. Второй - геноцид албанцев, проводившийся Милошевичем. Третий - в течение долгого периода косовары уже жили под протекторатом ООН, не оглядываясь на Белград.

Аргументы по меньшей мере спорные. К примеру, Советский Союз тоже перестал существовать, причем раньше СФРЮ, и центробежные потуги его национальных окраин реализовывались с грубейшим нарушением закона "О порядке выхода союзных республик из состава СССР". Факт геноцида нацменьшинств в Косово практически не доказан - оба народа вели кровопролитную борьбу за жизненное пространство, только с каждым годом албанцев становилось больше, сербов - меньше. Последних в Косовском крае с двумя миллионами проживающих там людей осталось всего сто тысяч. При этом три тысячи представителей государствообразующей сербской нации, по общепризнанной статистике, подверглись уничтожению, двести пятьдесят тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Относительно протектората ООН: российские миротворцы в черте Сухуми и Цхинвали находятся дольше, чем контингент сил Организации Объединенных Наций в пределах косовских границ. Замечу - российский миротворческий контингент наделен мандатами ООН и СНГ. Юридически его присутствие полностью оправдано. Что же до сепаратистской интенции и ее легитимации, то в данном случае она как раз в пользу Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Карабаха, практически никогда после 1991 года не считавших себя частью Грузии, Молдавии и Азербайджана соответственно.

Несколько месяцев назад мне пришлось слушать выступление заслуженного юриста, с горестью сетовавшего на отсутствие правового акта, четко регламентировавшего территориальный распад советской империи. Тем не менее подобный документ существовал. Закон "О порядке выхода союзных республик из состава СССР" принимался Верховным Советом 3 апреля 1990 года. Тбилиси наплевал на закон, поскольку в автономных республиках, присовокупленных к Грузии Иосифом Сталиным, не провели референдумы и не спросили, с кем хотят остаться их обитатели. Если обратиться к еще более давней истории, то стоит вспомнить, что Абхазское царство вступало в Российскую империю отдельно от Грузии. Южная же Осетия запрограммирована на воссоединение с Северной Осетией. Их размежевание в высшей степени искусственно. Абхазия и Южная Осетия - это не Грузия. Именно по тем же самым соображениям, что Косово - это Сербия.

Последняя часть монолога Кондолизы Райс построена в лучших традициях политического шантажа. Она связывает подготовку к проведению сочинской Олимпиады с положением дел в Абхазии. Иными словами, от России в завуалированной форме требуют сдать своих союзников - абхазов и осетин, угрожая полной дестабилизацией региона в преддверии спортивного праздника в Сочи. Действительно, крупномасштабное развитие напряженности вплотную с Краснодарским краем значительно снизит привлекательность Красной поляны, заставит МОК сомневаться в гарантированной безопасности спортсменов и частично обессмыслит миллиарды, потраченные на строительство высокотехнологичной инфраструктуры. В очередной раз США показывают умение пользоваться не самыми корректными приемами во имя достижения нужных им целей.

Скоро вновь придет пора заново поднимать вопрос о просьбах грузинской стороны предоставить ей натовский ПДЧ. В Бухаресте грузинский правитель получил отказ, так как по правилам Североатлантического альянса его не могли сделать полноправным кандидатом на вступление в мондиалистский военно-политический блок, покуда территориальные споры не утряслись. Тем самым косвенно признается, что государство Georgia по отдельным критериям подпадает под определение "несостоявшегося государства" с неконсолидированной демократией. Ранее грузинским шагам по направлению к включению в Североатлантический альянс препятствовали расположенные в грузинских горах военные базы России. Именно поэтому их настойчиво и агрессивно выпроваживали. Потом, благодаря качественной идеологической обработке, грузины на референдуме проголосовали за верность генсеку НАТО. Единственное веское основание, не дающие Тбилиси срастись с американской военной машиной и приобрести вид напичканного оружием плацдарма, - обособленность двух непризнанных республик. Их президенты утверждают: Саакашвили, по всей видимости, мечтает завалить их трупами, оставить в руинах города, вырезать села и варварскими, средневековыми способами загнать в свою страну. Пока непризнанные республики сохраняют текущий формат, политическая риторика грузинской стороны носит откровенно реакционный характер, а сама политика ориентирована на дестабилизацию положения в регионе - чего стоят одни только пресловутые "правительства в изгнании". Фактически Грузия давно приобрела черты агрессора, продуцирующего террор. Добившись определенного карт-бланша у Буша-младшего, Саакашвили погружает в нестабильность Закавказье, подвергая риску не только проект Олимпиады-2014. Приоритетом в данном случае выступают жизни тысяч российских граждан, оказавшихся в тисках достаточно серьезной угрозы.

Обстоятельства совсем не располагают к "жестам доброй воли". Тем не менее между Москвой и Тбилиси возобновилось прямое авиасообщение, вновь разрешены почтовые переводы, идет речь о смягчении визового режима. Зачем? Правда, "писатель" Онищенко не снял запрет на импорт грузинских вин (марки "фекальная масса") сомнительного качества. Также удивляется и начальник отдела Закавказья Института стран СНГ, опытный дипломат Михаил Александров. Я полностью разделяю его негодование и считаю единственно верным выходом из ситуации не оборону от грузинских укусов. Напротив, Россия обязана перехватывать инициативу в региональной политике. Любые шаги Министерства иностранных дел, запланированные в ближайшей перспективе, требуется подчинить задаче перехода в наступление. Невнятного осуждения на уровне Совбеза ООН уже недостаточно. Нельзя страдать комплексом политической неполноценности, сидеть в углу и страшиться пуще всего на свете прогневать страшный и могучий Запад.

Информационные агентства недавно сообщили о намерениях Грузии атаковать Цхинвали с целью освободить грузинских провокаторов, задержанных югоосетинскими правоохранительными органами. Однако пролет российских самолетов над Южной Осетией охладил пыл горячих голов. В результате российский посол в Тбилиси получил ноту протеста, грузинский посол в Москве был отозван "для консультаций".

Ситуация еще контролируется российскими миротворцами в регионе. Но Саакашвили необходимо поставить перед фактом: нападение на Абхазию и Южную Осетию будет означать открытый вооруженный конфликт. Не ссору, не конфронтацию, не острый спор на повышенных тонах, но прямое вмешательство вооруженных сил.

Очень жаль простых грузин. Все они превратились в заложников агрессивной политики своего лидера, и с его подачи регион, только начавший оживать, может вновь погрузиться в многолетний хаос.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67