Любимый трюк Брюсселя

Десятого мая в российских и европейских СМИ появились сообщения о том, что "Евросоюз призвал Россию снять запрет на ввоз польского мяса с целью начать переговоры о новом стратегическом соглашении между ЕС и Российской Федерацией на предстоящем саммите, который состоится в Самаре 17-18 мая".

" Я считаю, что пришло время России назвать дату, когда эмбарго на ввоз польского мяса будет снят", - заявил заместитель главы МИД Германии Гюнтер Глозер, чья страна в настоящее время председательствует в Евросоюзе. " Начало переговоров о новом соглашении между ЕС и Россией не должно быть отложено из-за технических проблем", - добавил Г.Глозер, выступая в Европарламенте.

Как известно, Россия в ноябре 2005 года запретила поставки из Польши мяса (говядины, свинины, птицы) и некоторых видов мясопродуктов из-за фальсификации ветеринарных сертификатов. Тогда же был введен запрет на импорт растениеводческой продукции из Польши в связи с нарушениями польской стороной российских фитосанитарных норм. Ветеринарная проверка мясоперерабатывающих предприятий Польши и ее системы контроля над качеством продукции животноводства, проведенная специалистами Россельхознадзора в феврале 2007 года, подтвердила обоснованность российских претензий. Более того, выяснилось, что, несмотря на официальные заявления Варшавы об обратном, польские власти так и не навели порядка в области ветеринарного контроля в отношении продукции, отправляемой в Россию.

Справедливости ради нужно отметить, что основное беспокойство Россельхознадзора вызывает не продукция польских фермеров и животноводов, а мясо и мясопродукты из третьих стран, поступавшие в Россию через территорию Польши. Иными словами, Варшава пытается защитить не столько своих сельхозпроизводителей, сколько перекупщиков, наживавшихся на использовании прорех в польской системе ветеринарного контроля на восточном направлении.

Тем не менее руководство Польши, преследуя в том числе и цель "набить себе цену" внутри Евросоюза, пошло ва-банк и наложило в ноябре 2006 года вето на начало переговоров о новом базовом договоре или соглашении между Россией и ЕС. Со времен правления М.Тэтчер в Великобритании не было подобного случая, когда одна-единственная страна - член Евросоюза заблокировала, причем публично, принятие важного консенсусного решения. Поначалу коллеги Варшавы по Европейскому союзу пытались образумить ее, обещая добиться защиты ее интересов в ходе будущих переговоров. Из этого ничего не получилось, и вот теперь руководство ЕС пытается переложить вину за уже второй срыв начала работы над новым стратегическим договором на Москву.

Следует, наверное, поблагодарить заместителя главы МИД Германии за его демарш. В нем, как в капле воды, отразилась самая суть Евросоюза в качестве внешнеполитического и внешнеэкономического партнера, с которым приходится иметь дело России. Теперь даже у тех наблюдателей, которые не следят за всеми перипетиями диалога между Москвой и Брюсселем, должны отпасть всякие сомнения в отношении того, что за "публика" нам противостоит.

ЕС исполняет - в который раз! - перед Россией свой любимый трюк. Суть его заключается в том, что Москве ультимативно навязывается "техническая" уступка, причем в качестве приманки предлагается перспектива возникновения еще более невыгодной для российской стороны ситуации, за которой маячит уже огромный ущерб интересам России. То есть "уступите нам, и мы сделаем вам еще хуже, а потом и вообще добьем". Если кому-то такой прием кажется диким и противоречащим элементарной логике, то следует заметить, что он, увы, уже удавался Брюсселю в прошлом, и не раз. Видимо, поэтому Евросоюз и захотел продемонстрировать свой любимый трюк вновь.

Итак, ЕС требует, чтобы Москва немедленно, до саммита в Самаре 17-18 мая, сняла запрет на импорт продукции животноводства, поступающей через территорию Польши, а также растениеводческой продукции польского производства. То, что речь идет о непосредственной и доказанной угрозе здоровью миллионов россиян, рассматривается в Брюсселе в качестве "технического" вопроса. Стоит ли здесь пояснять, что в отношении польского сельскохозяйственного экспорта на внутренний рынок Евросоюза при этом применяются не только количественные ограничения, но и куда более жесткие ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования?

"В обмен" на эту уступку Брюссель обещает Москве начать переговоры о новом основополагающем документе Россия-ЕС взамен нынешнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), срок действия которого истекает 30 ноября 2007 года. Между тем представители Евросоюза уже давно не скрывают того, что - когда и если такие переговоры начнутся - речь пойдет не о "стратегическом партнерстве", а о выбивании у Российской Федерации новых уступок.

Мандат на переговоры с Москвой, запрошенный еврокомиссией, сводится к требованиям к России: в энергетической области - открыть Евросоюзу доступ к месторождениям углеводородов и к инфраструктуре их транспортировки; в торгово-экономической области - полностью открыть внутренний рынок для товаров и услуг из ЕС (под лозунгом "ВТО плюс" или же зоны свободной торговли); в нормативной сфере - гармонизировать свое законодательство со сводом законов, правил и стандартов ЕС; в области демократии и прав человека - поставить внутреннюю ситуацию и практику под мониторинг европейских институтов и неукоснительно следовать их рекомендациям.

Этот набор требований имеет односторонний характер и не предполагает встречного движения со стороны Евросоюза. Вот такой вот получается брюссельский "пряник".

Но и это еще не все. Представители ЕС обещают, что, если Москва согласится на снятие запрета на сельскохозяйственный импорт из Польши и на начало переговоров по новому базовому договору или соглашению на условиях Брюсселя, перед Россией откроется долгожданная (как кому-то кажется) перспектива вступления в ВТО. А вот эта перспектива уже совсем ничего хорошего нашей стране не сулит. Дело, разумеется, не в самой ВТО и не в том, следует ли Российской Федерации к ней присоединяться, а в том, на каких условиях это нужно сделать, чтобы не нанести непоправимого ущерба российской экономике.

Выступая месяц назад на международном конгрессе "Россия в ВТО: надежда и стратегические возможности", глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что Россия рассчитывает завершить основную часть многосторонних переговоров по вступлению в ВТО в первом полугодии 2007 года. Министр сообщил, что в настоящее время идет активная стадия переговоров, в ходе которой обсуждается "ряд ключевых вопросов", включая приведение российского законодательства в сфере технического регулирования, интеллектуальной собственности, применения санитарных и фитосанитарных мер в соответствие с нормами ВТО.

Далее глава МЭРТ сказал, что переговоры по ВТО с Евросоюзом находятся "на продвинутой стадии", добавив: " Осталось несколько ключевых тем, надеюсь, что в течение ближайшего месяца мы сможем найти их разрешение".

Между тем об успешном завершении переговоров с Евросоюзом об условиях присоединения Российской Федерации к ВТО и подписании соответствующего двустороннего протокола было объявлено еще в ходе саммита Россия - ЕС, состоявшегося 21 мая 2004 года. Теперь же получается, что, несмотря на это, переговоры с Брюсселем (именно с Брюсселем, поскольку от имени всех стран Евросоюза их ведет комиссия ЕС) продолжаются вот уже три года. Более того, оказывается, что остаются нерешенными еще "несколько ключевых тем".

Речь идет о том, что ведущий торговый партнер Российской Федерации (на 27 стран - членов ЕС приходится свыше половины объема внешней торговли нашей страны) выдвинул новые требования в ряде важнейших областей. К ним, в частности, относятся тарифы на транзитные железнодорожные перевозки, на газ и на электроэнергию, доступ в отечественный банковский и страховой сектор, вопросы ветеринарного и фитосанитарного контроля (да-да, того самого) и целый ряд других. Иными словами, компромиссные решения, найденные три года назад в формате двусторонних переговоров с ЕС, теперь оказываются "вскрытыми".

Продолжение уже завершенных де-юре переговоров с Брюсселем привело к появлению у еврокомиссии уверенности, что Россию можно еще "дожать". Именно поэтому КЕС пытается теперь "вскрыть" договоренности по ряду ключевых направлений, которые России с трудом удалось отстоять при подписании протокола в мае 2004 года.

Получается, что российские переговорщики позволили себя обмануть дважды. Сначала они на протяжении трех лет шли на уступки, лишь бы сохранить принципиальное согласие Брюсселя на вступление России в ВТО, а теперь еще и получили от КЕС список новых требований такой длины и масштаба, что возникает вопрос о целесообразности вступления вообще.

Еще недавно кому-то казалось, что Москве вполне успешно удается "разводить" европейских партнеров, развивая подчеркнуто тесное сотрудничество с "тяжеловесами" ЕС (Германия, Франция, Италия) в обход препятствий, которые чинят евробюрократы. Если раньше так и было, то эта пора закончилась со сменой руководства во всех трех государствах. Если уж Берлин начинает проделывать с Россией "брюссельские трюки", то чего же тогда ожидать от еврокомиссии или "заклятых друзей" в новых странах - членах ЕС?

Будем надеяться, что на этот раз номер не пройдет и на саммите через неделю Евросоюз получит адекватный ответ на свои недружественные действия и курс, направленный на ущемление интересов Российской Федерации. В Самаре нужно прямо и открыто поставить вопрос в политической плоскости: хочет ли ЕС, с которым Россия вот-вот должна начать переговоры о новом договоре или соглашении о стратегическом партнерстве, вступления нашей страны в ВТО? Если да, то пусть следует классическому принципу международной дипломатии, pacta sud servanta (договоры должны выполняться), и придерживается договоренностей, зафиксированных в мае 2004 года. Если нет - то Евросоюз не может восприниматься Россией в качестве стратегического партнера, с которым можно строить отношения на принципах "общего экономического пространства".

В заключение хочется ответить тем, кто продолжает тиражировать тезис, будто нынешний президент России не может уйти со своего поста в 2008 году, не добившись приема страны в ВТО. Это не более чем "утка", сознательно запущенная и поддерживаемая на плаву именно Брюсселем. Думается, любой глава государства на самом деле предпочтет войти в историю в качестве лидера, сумевшего отстоять жизненные интересы своей страны.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67