Лишь двадцать процентов выпускников вузов будут работать по специальности

Кончились вступительные экзамены в вузы. Раньше считалось, что счастливчикам, которые поступили, предстоят пять лет безмятежной и счастливой студенческой жизни. Времена изменились: теперь большинство студентов с самых первых курсов озабочены устройством на работу. Некоторые начинают трудиться по специальности уже со второго-третьего курсов.

Кого предпочитают современные работодатели и к чему стремятся сами выпускники? Проанализировав это, можно ясно увидеть, каково качество нынешнего российского высшего образования.

Ожидания абитуриентов

В прошлом году компания "Begin group" в рамках проекта "Examen" занималась анкетированием московских абитуриентов. По телефону они опросили 182 человека - старшеклассников и выпускников школ. На вопрос о том, что они хотят делать после окончания вуза, 46 процентов поступающих сказали, что собираются работать по специальности, еще 12 процентов хотели бы работать по специальности, однако не уверены, что им удастся это осуществить. 33 процента намерены изучать в вузе специальность, которая им интересна, а с дальнейшим трудоустройством определиться позднее. И всего 9 процентов еще не думали, кем и где будут работать. Еще выяснилось, что большинство студентов-первокурсников собираются найти подработку на 1-м или 2-м курсе, а на 4-м или 5-м начать работать серьезно. Лишь 7 процентов планируют искать работу только после окончания вуза.

Грубая реальность

Что же происходит на самом деле после пяти лет учебы? На имеющиеся вакансии в этом году претендуют больше миллиона молодых специалистов, выпускников вузов 2007 года. Только что независимое рейтинговое агентство "РейтОР" провело свое исследование, результаты которого интересно проанализировать.

Опрос более 1600 респондентов из числа выпускников вузов 2007 года в различных регионах России показал, что только 23 процента опрошенных точно будут работать по специальности (это в два раза меньше, чем хотелось абитуриентам), 3 процента - точно работать по специальности не будут, а 18 процентов заявили что, скорее всего, не станут работать по полученной специальности. То есть получается, что КПД наших вузов весьма небольшой.

Интересно, что исследование проводилось в наиболее прикладных отраслях и направлениях вузовской подготовки: машиностроение, сервис и туризм, агропромышленный комплекс и пищевая промышленность, строительство, геология, добыча и разведка полезных ископаемых, экономика и менеджмент, электроника, телекоммуникации и информационные технологии.

При этом выяснилось, что в последние годы все больше студентов совмещают обучение в вузе с работой (52 процента опрошенных выпускников), однако их работа в годы учебы чаще всего носит характер приработка и не связана с получаемой специальностью. Только 40 процентов имеющих опыт работы студентов подтвердили, что работа имела отношение к специальности, которой они обучались в вузе.

К окончанию вуза с будущим местом работы смогли определиться около четверти выпускников 2007 года (27,5 процента уже выбрали предприятие для будущей работы). А 72,5 процента молодых людей приступают к поиску работы, только получив диплом.

Выбор выпускника

Что же является основными критериями выбора молодым специалистом места будущей работы? Прежде всего - перспективы карьерного роста, потом - уровень заработной платы, а затем - возможность самореализации. Близость к дому, социальный пакет, взаимоотношения в коллективе в гораздо меньшей степени волнуют молодых. На восьмом месте - престижность места работы, на десятом - то, что предприятие развивается быстрыми темпами, на двенадцатом - близость к дому. И только на тринадцатом - тот факт, что молодой специалист будет работать в дружном коллективе.

Что касается реального уровня зарплаты молодого специалиста, то начальная зарплата в среднем колеблется от $300 до $700 (мы говорим о Москве). В то же время во всех отраслях (кроме машиностроения) есть множество предприятий, где средняя зарплата выпускников превышает $700. Больше всего их в сфере менеджмента, IT и телекоммуникаций.

Выбор работодателя

Чем руководствуется работодатель при принятии решения о найме молодого специалиста? Оказалось, что главным является: личное впечатление от претендента, имеющийся у него опыт делового общения (учебная практика, стажировка на рабочем месте), а уже потом - наличие профильного образования. Несмотря на то, что работодатели не говорят о том, что репутация вуза имеет решающее значение, на практике иногда выпускники неизвестных вузов даже не рассматриваются в качестве претендентов. Кроме того, для работодателей важны (по нисходящей): наличие рекомендаций со стороны вуза, репутация учебного заведения, которое закончил выпускник, уровень запросов выпускника (должность, размер заработной платы, режим работы и т.д.), средний балл диплома; просьбы о протекции со стороны родственников, друзей, знакомых.

Агентство "РейтОР" при поддержке Ассоциации консультантов по подбору персонала в прошлом году проводило исследование "Карьера молодого специалиста в Москве". В нем приняли участие представители 150 российских компаний, работающие в пяти отраслях: газ и нефтехимия, машиностроение, IT и телекоммуникации, энергетика, менеджмент и экономика

Работодателям задавали вопрос: "Выпускников каких московских вузов вы предпочитали брать на постоянную работу в последние два-три года?"

И выяснилось, что:

  • машиностроители предпочитают выпускников МГТУ им. Баумана, МАИ, МЭИ, МАТИ (Российского государственного технологического университета им. К.Э.Циолковского), Московского государственного технического университета "МАМИ", МФТИ, Станкина;
  • энергетики с удовольствием принимают на работу выпускников МЭИ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МГУ им. Ломоносова, МФТИ, Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина, МИФИ;
  • работодатели сферы "газ и нефтехимия" предпочитают выпускников Российского госуниверситета нефти и газа им. Губкина, МГУ им. Ломоносова, Российского химико-технологического университета им. Менделеева, МГТУ им. Баумана, МЭИ, МФТИ.
  • выпускников экономических специальностей и менеджмента на работу предпочитают принимать после окончания МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, РЭА им. Плеханова, МГИМО, Госуниверситета управления, Финансовой академии при правительстве РФ, МАИ, Высшей школы экономики, МЭИ, Академии народного хозяйства при правительстве РФ;
  • работодатели сфере " IT и телекоммуникации" в основном называли Бауманку, МГУ им. Ломоносова, МИФИ, Московский технический университет связи и информатики, МФТИ, МАИ, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, МЭИ.

Подводя некоторые итоги, можно сказать: работодатели в основном называют известные бренды, лидирующие в опросах в течение последних лет. В таких отраслях, как машиностроение, энергетика, газ и нефтехимия, наиболее привлекательными считаются профильные отраслевые вузы (обычно называют не более трех). В таких же отраслях, как менеджмент и экономика, IT и телекоммуникации, работодатели не ограничиваются тройкой ведущих брендов и отраслевыми вузами. И еще: они выделяют выпускников технических вузов как наиболее привлекательных для экономических и управленческих профессий.

Как найти друг друга

Раньше, в эпоху развитого социализма, все было просто: выпускники работали либо по распределению, либо находили место через родственников и друзей родителей (по блату то есть). Результаты сегодняшнего опроса показали, что работодатель и выпускник вуза чаще всего находят друг друга, размещая объявления об имеющихся вакансиях в средствах массовой информации, интернете, а уж потом по старинке (пользуясь неформальными связями - через знакомых, родственников и друзей).

Какие качества ценят в молодых специалистах работодатели

По тому, какие качества ценят сегодня в молодых специалистах предприятия, можно судить о том, чего не хватает современным российским вузам. А ценят они обучаемость, адаптивность, активность, амбициозность, коммуникабельность, мобильность, настойчивость, технологическую подготовку, знание компьютера и иностранных языков.

Нетрудно заметить, что на первом месте для работодателя стоит "обучаемость". Это означает, что специалистов требуемого качества наши вузы не дают. Именно поэтому, несмотря на нехватку квалифицированных работников, далеко не каждый работодатель готов принять выпускника вуза. Более 70 процентов работодателей признали, что молодому специалисту требуется доподготовка.

В бизнесе и промышленности для адаптации молодого специалиста нужно от нескольких месяцев до двух лет. И далеко не каждое предприятие готово тратить средства и время на такое доучивание.

Каких качеств не хватает выпускникам вузов

По результатам опросов работодателей можно судить: дополнительная подготовка молодых специалистов необходима из-за общего недостатка знаний вообще и специальных знаний в частности; отсутствия практических навыков, оторванности знаний от производства, отсутствия коммуникативных навыков, неумения использовать информацию.

Хочется спросить: а какими качествами, вообще-то, обладают наши выпускники?

Работодатели не доверяют вузам. Все меньше предприятий сотрудничают с ними; они не направляют средств на подготовку специалистов, не организуют стажировок. Работодатели предпочитают направлять своих работников для обучения на другие предприятия или обучать их самостоятельно. 290 из тысячи обследованных предприятий уже имеют свои собственные учебные учреждения: курсы переподготовки, учебные центры, профтехучилища, колледжи и вузы.

Например, еще в 2005 году затраты российских предприятий на переобучение и дополнительную подготовку своих работников составили около 400 миллиардов рублей. При этом заказ предприятий на подготовку специалистов в образовательных учреждениях оказался невелик - всего 17 миллиардов.

Может быть, по этой причине выпускники вуза, едва получив диплом, сразу задумываются о получении второго высшего образования (несмотря на то, что его можно получить только за деньги). Делают они это не ради удовольствия (как многие их западные сверстники), а по необходимости. Видимо, понимают, что к работе они не готовы.

P.S. Вывод не утешителен: вузы в массе своей, даже если они готовят специалистов по прикладным специальностям, продолжают давать некое абстрактное (пусть даже хорошее) образование. Образование, оторванное от нужд реальной жизни. Может быть, именно поэтому выпускники не могут сразу приступать к работе по специальности, а жизнь наша становится все "краше" только на словах. А про нас говорят: если вы такие умные, то почему такие бедные?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67