Кто стоит за спинами кандидатов

Американское общество все еще склонно к мифологизации политических фигур. Именно поэтому оно постоянно пытается усмотреть за их позициями и поведением некие тайные умыслы и потаенные пружины. Оттого попытки отыскать "серого кардинала" в Белом доме и его окрестностях являются почти что национальным видом спорта. Признаться, нам не меньше, чем американцам интересно узнать не только о том "who is who" в президентской и вице-президентской гонке в США, но и о том, кто стоит за всей их предвыборной машинерией.

Для того чтобы соответствовать званию "серого кардинала", политику нужно обладать хотя бы достаточно большим влиянием на процесс принятия стратегических решений президента в политической, экономической и военной сферах. А также иметь немалый опыт и искушенность в правительственных и капитолийских интригах.

В каждом из противоборствующих лагерей нынешнего электорального цикла множество подобных фигур, но наибольший интерес вызывают Чарли Блэк и Дэвид Аксельрод – советники предвыборной кампании Маккейна и Обамы, соответственно.

Тактико-технические характеристики

Доктор юриспруденции Чарли Блэк в прошлом являлся главным лоббистом компании BKSH & Associates. У него достаточно внушительный опыт продвижения политиков-республиканцев в президенты. Он работал на Рональда Рейгана в двух его президентских кампаниях в 1976 и 1980 годах, был старшим советником по политическим вопросам в 1992 году в повторной избирательной кампании Джорджа Буша-старшего. В 2000 и 2004 годах Блэк выступал советником кампаний уже Буша-младшего и даже цитировался в новостях в качестве неофициального представителя Белого Дома.

Дэвид Аксельрод, получивший образование в области политологии, известен как соучредитель консалтинговой фирмы AKP&D Message and Media, а также как бывший автор Chicago Tribune. Пятеро демократических кандидатов нынешней кампании - Барак Обама, Хилари Клинтон, Джон Эдвардс, Крис Додд и Том Вилсак - являлись в то или иное время клиентами Аксельрода. Кроме того, Аксельрод управляет компанией ASK Public Strategies, которая специализируется на разработке предвыборной поведенческой стратегии политиков. Именно разработанная Аксельродом стратегия кампании Обамы обеспечила чернокожему кандидату в президенты США успех.

Несмотря на свою верность республиканской семье воюющих президентов Бушей и провокационное заявление, сделанное им в ходе нынешней кампании, что террористическое нападение на США увеличило бы шансы его клиента Маккейна на победу в президентской гонке, коллеги характеризуют Блэка как достаточно выдержанного человека. Медиа-консультант республиканской кампании Роджер Эйлиес заявил о своем соратнике так: "Чарли - это такой парень, который, придя домой в дождливый день и застукав в постели со своей женой чужого мужчину, просто разорвал бы его зонтик и попросил уйти, а затем убил бы год спустя". А для того, чтобы подчеркнуть степень выдержанности и благоразумия Блэка, Эйлиес добавляет, что их более ранний коллега по выборам Рейгана Ли Этуотер в подобной же ситуации просто "разнес бы весь дом".

Дэвид Аксельрод, который сам себя определяет как "специалиста в городской политике", и которого The Politico описало, как "мягкого человека с мягкими манерами", добился своего первого успеха в 1984 году. Тогда Аксельрод, покинув Chicago Tribune, принял участие в успешной кампании Пола Саймона, избиравшегося в Сенат. Но по настоящему звезда Аксельрода взошла после того, как одна за другой провалились президентские кампании демократов Альберта Гора и Джона Керри, разработанные Бобом Шрумом.

Ставка на личность

Дэвид Аксельрод известен в консалтинговых кругах как специалист по чернокожим политикам. В 1987 году он смог обеспечить успешное переизбрание Гарольда Вашингтона, первого черного мэра Чикаго. В дальнейшем он записал в свой послужной список кампании таких темнокожих мэров, как Деннис Арчер в Детройте, Майкл Уайт в Кливленде, Энтони Уильямс в Вашингтоне, Ли Браун в Хьюстоне и Джон Стрит в Филадельфии.

Отчасти и по этой причине приглашение Аксельрода в команду Обамы было вполне ожидаемо. Тем более, что эти два человека знакомы друг с другом уже лет 15. Однако, несмотря на весь опыт работы с черными кандидатами, в ходе президентской кампании Обамы Аксельрод был подвергнут критике именно чернокожими. Бывший пастор Барака Обамы Джереми Райт заявил, что при всем опыте Аксельрода по продвижению черного кандидата в белом обществе, нельзя сказать того же об опыте работы Аксельрода в продвижении черного кандидата в черной общине. Райт прямо заявил, что Аксельрод не знает специфики работы "на афро-американской сцене".

Аксельрод вышел на консалтинговый рынок с совершенно новым подходом к организации предвыборной кампании. В отличие от предшественников, он отказался предоставлять клиенту детально разработанный пакет предложений по его поведенческой стратегии. Вместо этого, он пристально изучает биографию своего клиента и наблюдает за его жизнью. Именно особенности самого кандидата и подсказывают Аксельроду, на что нужно делать ставку в данной, конкретной кампании.

Так и вышло в случае с Обамой. Аксельрод нашел "коронную фишку" для его первого предвыборного видеоролика в видеозаписи 2004 года. На этом видео гости, пришедшие на встречу с Обамой и слушавшие рассказ о его прежней общественной работе, восклицают "А я помню!" Именно на эту близость кандидата народу и делает ставку Аксельрод в разрабатываемой им стратегии.

Убежденность Аксельрода в том, что побеждает не теория и не программа, а личность, смогла обеспечить отрыв Обамы от Клинтон и нынешний успех чернокожего кандидата в противоборстве со слишком оторванным от избирателей Маккейном. Таланту и профессионализму политического консультанта нельзя не поразиться. Три года назад Барак Обама был просто "темной лошадкой", малоизвестным черным политиком. А сегодня он дарит белым избирателям надежду на новое будущее. Кстати образ нового будущего - тоже является изобретением Аксельрода.

Предшественники Маккейна

Блэк, как и Аксельрод, имеет богатый опыт работы с цветными политиками, но все его темнокожие клиенты - сплошь диктаторы и весьма сомнительные фигуры. Во время своей работы в лоббистской компании Блэк представлял на американской политической сцене интересы лидера ангольской повстанческой группировки УНИТА Джонаса Савимби, филиппинского президента Фердинанда Маркоса, заирского диктатора Мобуту Сесе Секо, нигерийского генерала Ибрагима Бабангиды, сомалийского президента Мохамеда Сиада Барре и так далее.

Блэка, к примеру, обвиняли в том, что за 5 миллионов долларов он взялся лоббировать интересы ангольского повстанца Савимби в Вашингтоне, а также обеспечивать благоприятное освещение его активности в американских СМИ. Кроме того, Блэк и его фирма за несколько сотен тысяч долларов согласились предоставлять консультационные услуги антисаддамовскому Иракскому национальному конгрессу Ахмада Чалаби. Блэк оказался весьма ценной находкой для Чалаби, поскольку помог иракскому оппозиционеру и повстанцу пробиться к влиятельным чиновникам в Вашингтоне.

Мало того, советник наиболее антироссийски настроенного кандидата Маккейна, Блэк, также засветился когда представлял интересы РИО-центра - аналитической группы бывшего российского министра связи и информационных технологий Леонида Реймана. В 2005 году фирма Блэка BKSH & Associates получила 50 тысяч долларов за лоббирование в Совете по национальной безопасности США и других правительственных агентствах в пользу аналитической организации, возглавляемой Рейманом. Однако в деловых документах нет информации о том, на что были направлены лоббистские усилия.

После осетинско-грузинского кризиса на Кавказе советники Маккейна и вовсе попали в весьма двусмысленную ситуацию. Выяснилось, что Чарли Блэк и советник Маккейна по вопросам внешней политики Рэнди Шонеманн являлись в прошлом лоббистами сегодняшних противников, Блэк лоббировал российские интересы, а Шонеманн -грузинские. Пресс-секретарь Маккейна вынужден был заявить, что прежние лоббистские усилия советников кандидата от Республиканской партии не компрометируют их нынешнюю деятельность как консультантов.

В любом случае, еще рано говорить о появлении рядом с обоими кандидатами "серых кардиналов" вроде Карла Роува или Дика Чейни. Если такие фигуры и появятся, то произойдет это только после того, как один из двух кандидатов в президенты займет свое кресло в Овальном кабинете и ему понадобится умудренный опытом знаток политической кухни. А пока идет борьба за симпатии избирателей, в бой брошены одни технари…

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67