Кризис! Не пренебрегайте мовешками

Так по-человечески просил старик Карамазов. Разные социальные группы в силу своего устройства и привычек по-разному обживаются внутри состояния кризиса, создавая свои удобные и понятные гнезда, "места водопоя", упаковки, в конечном счете "приватизируя" кризис. На войне как на войне. И глобальная катастрофа, в конце концов, тоже подлежит адаптации, обязуясь стать бытовым явлением.

Пункция, взятая в некоторых средах, дает любопытные показатели.

Ваучеризация кризиса происходит по нескольким направлениям. Все активней разрастаются сервисные структуры, обслуживающие персонал, "бухгалтеры" кризиса – на наших глазах выстраивается целый "кризис-сити", "фабрики кризисной мысли". В этой новой реальности возникают новые сферы занятости, бизнес-сети, свой деловой мир и даже рабочие места. Причем диапазон такой коммерции чрезвычайно велик – от прогнозистов, экономических аналитиков, комментаторов до распространителей анекдотов, создателей авторских методик товарообмена, а также генераторов новых идей в области "кризисной кулинарии", диетологии и косметики. Журналисты, содержательно и информационно подпитывая креативный класс, поддерживают в меню кризисную тему как главное медиасобытие, сопровождая его необходимым гарниром и совершенствуя технологии подачи кризисной снеди.

В блогах здесь и там возникают антикризисные сообщества, численность которых растет прямо на глазах. В сетях www.intimcity.ru – подсчеты понижения ставок, уценка стоимости того или иного вида интимного общения; впечатляет реальная разница стоимости труда шлюх, шоссейных и квартирных. Этот профсоюз, судя по обсуждению в российских, западных и американских блогах, сейчас особенно уязвим. Повсеместно закрываются старейшие бордели, перенося свой бизнес в виртуальный сектор. Риппербан – знаменитый гамбургский "квартал красных фонарей", а также его собратья в Амстердаме утрачивают самую знаменитую недвижимость, с богатым стажем и историей. Каждая подобная утрата пополняет сетевые сообщества новой информацией, рецептами и ресурсами.

Но все же главной медиазадачей остается поддержка достаточно высокого градуса аппетитов, так чтобы кризис при любых обстоятельствах оставался коронным блюдом.

Алексей Зимин, главный редактор "Афиша-Еда"

Потребительский вектор в том, что касается еды, сильно не изменится. Изменится его градус: состояние продуктовых полок супермаркетов и голов покупателей позволит писать на вполне съедобные темы. Тем более люди в столицах, по всем признакам, начнут больше готовить сами. И говорить о еде будут больше, поскольку все остальные темы слишком болезненны.

Понятно, что перекорм вызывает обратную реакцию. Заметнее становятся те, кто вроде бы в стороне. Стойкие "оловянные солдатики", их немало.

Дмитрий Ольшанский, главный редактор журнала "Русская жизнь"

Наш журнал драматический по своему жанру. Что касается вопроса "Что делать в связи с кризисом?", то самый лучший ответ был дан классиком русской литературы: "Терпеть!", и я не знаю другого ответа.

Сергей Ефременко, главный редактор журнала "Роллинг Стоун"

Всегда есть выбор героев, которые нам на радость продолжают уродовать себе жизнь. Несмотря на то, что на обложке нашего последнего номера Барак Обама, внутри все по-прежнему. И тем нашим читателям, которые привыкли сидеть в туалете с нашим журналом в руках, будет легче дышать. Рецептов выживания у нас нет.

Война, как и кризис, стирает границы между обострением конфликтов и ремиссией, стократ усиливая мобильность и циркуляцию соков – социальных слоев, внутри которых складывается автономная стратификация и свои субкультуры. Русские европейцы, евро-американцы, "временные метисы", свободные от долгосрочного планирования и обязательств, живут на два-три национальных дома между хозяевами от контракта до контракта. В этой среде по ту и эту сторону границы, как правило, чаще всего можно встретить жестких критиков, "прокуроров". Мы уже слышали о курортных семинарах American International Group и о должностных лицах General Motors, путешествующих на частных реактивных лайнерах. Но это только верхушка айсберга повседневных излишеств, освещенная прессой. Тонущие флагманы американского капитализма до сих пор тратят деньги с размахом и изобретательностью. – Что это? Заметка из газеты "Завтра", "Новой газеты"? – "Народное негодование продолжает расти, и некоторые его отголоски можно услышать в Конгрессе. Но никаких действий не предпринимается, и не видно никаких признаков реального давления на тех, кто должен что-то делать.

Справедливость не восторжествует до тех пор, пока выплаты и прочие льготы не будут урезаны в соответствовании с требованиями кризисной ситуации, сложившейся благодаря действиям этих людей – всем провальным проектам, которые были ими одобрены и на которых стоит их печать и подпись.

В передовице газеты "Уолл-стрит джорнал", озаглавленной "Налогоплательщики шьют парашют для Сити", затрагивается довольно важная проблема. Несмотря на явный популизм статьи и на то, что ее, скорее всего, проигнорируют, надо отдать ей должное, поскольку в ней без обиняков спрашивается: "Почему Роберт Рубин и другие директора до сих пор не лишились своих рабочих мест?". И этот вопрос требует ответа самым настоятельным образом". Такими или похожими комментариями наполнены блоги The New Republic, The New Criterion, National Interest и других интеллектуально-политических изданий. Зреет трибунал. Нюрнберг не за горами.

Закономерно, что кризисная эпоха порождает сентиментализм, сентименталов и сентименталок, "плачущих людоедов", "проливающих слезы" и просто чувствительных людей.

Владимир Чернов, главный редактор Story

Мы скорее будем теперь писать истории не о "роллс-ройсах", а о "копейках". Я вообще считаю, что сейчас будет определенный взлет разного рода развлекательных изданий и туда заезжать с мрачными темами будет совершенно бессмысленно. Причем речь идет о самых простых, человеческих развлечениях – воспитании детей, поедании картофеля. Для читателя, зрителя, слушателя главное – чувства, все прочее – для критиков. Мы постараемся, чтобы читатель плакал поменьше, а если у него и потекут слезы, то – очищающие.

Сентиментальная прагматика кризиса – это мощная ветка нового бизнеса со своими ставками, культом мелочей, безделушек, вещичек, игрушек, ретроэстетикой, вызывающей дух Великой депрессии. Со своей фармацевтикой, играми, ярмаркой нон-фикшн – 2008 с уютным бутиком антикварной книги, "ароматом запахов", слоганом "горячие финские книги", финскими комиксами, страшнее которых могут быть только советские детективы о западных спецслужбах, великолепными смесями и Шоколадным европейским салоном – 2008 неподалеку ("Шоколад наше все! Это барометр настроений в обществе. В 1929 году мировые продажи шоколада возросли неимоверно, возросли они и теперь. Думаю, как минимум это роднит наше время со временем Великой депрессии. Люди спасаются шоколадом от самого вкуса кризиса,заключает Наталья Мухина, директор салона, Франция).

Бурно растет индустрия развлечений, и ей сопутствуют оргии, в недрах которых зреет, может быть, неведомая пока, но сильная культура чувства. "Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки. И в одно прекрасное утро...

Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое..."

Френсис Скотт Фитцжеральд "Великий Гэтсби".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67