Консервативное предстояние

О консерватизме в последние годы сказано одновременно много и ничего. Говорить о нем начали еще на рубеже «нулевых», когда в новоиспеченной правящей партии с несколько неожиданным и даже вызывающим для того времени наименованием «Единство» неожиданно вспомнили об актуальной потребности в консервативной идеологии. А последний пример обращения к консервативной идеологии – прошлогоднее заявление Бориса Грызлова о том, что идеологией для той же самой партии, правда, давно уже ставшей «Единой Россией», является «российский консерватизм».

Да, за прошедшее между этими событиями десятилетие сама консервативная тематика перестала быть маргинальной. Состоялось немало публичных мероприятий, ставящих своей целью отрефлексировать «что же такое мы консервируем?», защищены десятки диссертаций и издан ряд монографий по истории консерватизма. Наконец, созданы экспертные центры различной степени академичности, ставящие своей целью исследование и генерирование консервативной идеологии. Но, вот, именно здесь хотелось бы, уподобившись одновременно гоголевской унтер-офицерской вдове и античному герою, посыпающему голову пеплом, патетично воскликнуть: «А воз и ныне там!».

Действительно, на протяжении нескольких лет, в условиях маячившей «оранжевой угрозы», творцы современного консерватизма пытались актуализировать его тему для политической элиты, которая, однако, все это время словно издевалась над «бумагомарателями». Мол, «Пишите-пишите, граждане писатели, все равно вас никто, кроме вас самих, читать не будет… Ну а идеология наша – это, конечно, да… Этот, как там его… Консерватизм… Российский…»

И вот сегодня, когда многие «профессиональные консерваторы» уже приуныли, сложив под сукно свои оказавшиеся никому не нужными прожекты, неожиданно появился текст, мимо которого пройти никому не удастся. Причем по одной банальной причине: ведь это не какой-нибудь зубодробительный «Компендиум интегрального консерватизма» доцента Ляпкина-Тяпкина, а достаточно простой для чиновничьего восприятия «Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма» от самого Никиты Михалкова.

Да, можно и нужно по-разному относиться к фигуре режиссера всея Руси, но не признать того, что в сегодняшней России сложно найти человека, чьи слова о национально-государственной идеологии были бы столь релевантны политической конъюнктуре, едва ли возможны. Пожалуй, напиши оный «Манифест» даже Борис Вячеславович, Владислав Юрьевич или, прошу прощения, Юрий Михайлович, резонанс оказался бы меньшим.

Единственный очевидный недостаток «МПК» – это его объемность. Но данный недостаток несложно преодолеть, поскольку сам четко структурированный текст достаточно легко укладывается в формат «комиксов», которые можно положить на стол любому «слуге народа» с уверенностью, что последний уж в подобном-то виде с «Манифестом» точно ознакомится. Тем паче, что мысли, в оном тексте изложенные, достаточно банальны и вполне укладываются в столь любимую чиновниками предвыборную тему «за все хорошее, против всего плохого». Хотя это отнюдь не значит, что сам текст Никиты Михалкова примитивен. Отнюдь. И именно по этому поводу я бы хотел предложить несколько своих дальнейших мыслей.

Первое, что бросилось в глаза, - это то, что написан «Манифест» с необычных для современной политики теоцентрических позиций, и в то же время он лишен нарочитого клерикализма. И это, на мой взгляд, главное достоинство предложенного документа. Лично я абсолютно убежден в том, что никакого секулярного консерватизма в России быть не может, так же как убежден и в том, что сугубо клерикальный консерватизм профанирует и маргинализирует консервативную идею, в первую очередь, вредя именно Церкви.

Конечно, в первом приближении может показаться, что автор всего лишь попытался изложить мысли консерваторов XIX столетия, адаптировав их под современные реалии (притом, что, апелляция к авторитетам прошлого выглядит несколько эклектичной):

«…Весомый вклад в разработку теоретических основ «просвещенного консерватизма» во второй половине XIX и в первой половине XX века внесли русские мыслители К.Н. Леонтьев, Б.Н. Чичерин, П.Б. Струве, С.Л. Франк, И.А. Ильин и Н.Н. Алексеев…»

Казалось бы, как можно совместить идеи радикального православно-монархического консерватора Константина Леонтьева, умеренного либерально-консервативного западника Петра Струве и евразийца Николая Алексеева? Оказалось, что можно, причем эти ценностные основы в тексте «Манифеста» прописаны достаточно просто и четко:

«— фундаментальные духовные основы православия и традиционных для России религий;

— имперские нормы, принципы и механизмы государственного строительства;

— принципы, нормы и обычаи российского и международного публичного и частного права;

— предреволюционный опыт российской парламентской практики и партийного строительства;

— традиционные для России формы земского и городского самоуправления…»

При этом, на мой взгляд, Никита Михалков совершенно правильно сделал, что не остановился на этих очевидных для всех, кто хотя бы мало-мальски знаком с русской консервативной мыслью, исторических основах, но определил их четкую корреляцию с выносимыми им основаниями современными:

«— Верная мера везде и во всем, следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ;

— развитая и сбалансированная система публичного и частного ПРАВА;

— симфония духовного и материального производства в жизни нации;

— укрепление вертикали власти и расширение горизонтали культуры и жизни гражданского общества;

— гармоничное согласование внутренней и внешней политики и экономики;

— регулируемая рыночная экономика или гибкое сочетание «рынка и плана»;

— развитая культура правосознания, воспитанная на привычке соблюдения и уважения всеобщих идеалов, принципов и норм континентального права и особенных правовых обычаев народов;

— лояльность к власти, умение достойно подчиняться авторитетной силе;

— персонификация власти и предпочтение личной ответственности перед коллективной безответственностью;

— признание греховности человеческой природы и неразрывной связи человека с окружающим его материальным миром;

— обретение и сохранение собственного достоинства и свободы, уважение и признание чужого достоинства и свободы;

— соблюдение чести, признание долга, почитание ранга;

— бережное хранение традиций и творческое восприятие новаций;

— любовь к родине и служение отечеству;

— память и поминание предков, забота о потомках, попечение о детях и родителях;

— предпочтение эволюции перед революцией, осторожность перемен;

— следование прагматической логике жизненных обстоятельств и здравому смыслу;

— любовь к своему народу, нации и культуре наряду с уважением и интересом к многообразию жизни других народов, наций и культур;

— неприятие радикализма, односторонности и чрезмерности обобщений, недоверие к уравниловке и жесткому централизованному планированию…»

Наверное, проще всего критично заявить о том, что все это – всего лишь перечисление благих банальностей, набор которых составить не так-то сложно. Да, пожалуй. Но, вот, почему-то до сих пор никто из людей, чьи слова с необходимостью будут услышаны в Кремле, не собрал этих «банальностей» воедино и не представил на их основе ориентиры дальнейшего развития нашего государства. И именно в этом, на мой взгляд, главная заслуга Михалкова, чей манифест «Право и Правда» едва ли в ближайшее время станет парадигмой дальнейшего развития страны (да и не является он таковой), но, как минимум, именно «МПК» может указать власть имущим те ориентиры, игнорирование которые губительно для нашей цивилизации.

Конечно, при желании «Манифест» Никиты Михалкова можно с легкостью разложить на порой взаимопротиворечащие тезисы (как, например, одновременная критика «радикального прогресса» и рассуждения о том, что же является «более прогрессивной формой» «с точки зрения реальностей российского рынка, а также экономической выгоды для государства, общества и личности»). Наверняка многие вскоре так и сделают. Однако полагаю, что и это тоже будет небесполезным. Надеюсь только, что сам Никита Сергеевич не будет барственно ухмыляться в свои роскошные усы, но воспримет содержательную критику и усовершенствует текст «Манифеста».

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67