Комиссары нацпроектов

Ментальные особенности русской нации таковы, как показывает история, конец смуты и расцвет наступают тогда, когда у народа есть общее дело. Когда отбиваешься от Орды, строишь Санкт-Петербург, Магнитку или БАМ, запускаешь человека в космос, ссориться некогда. Спустя год после того, как в стране с подачи президента стартовали национальные проекты, становится понятно, что они могут стать тем самым "общим делом", способным сплотить русскую нацию.

Во вторник в Москве состоялось Всероссийское совещание практиков и экспертов "Приоритетные национальные проекты - 2007". "Русский институт" при участии Общественной палаты РФ собрал региональных и столичных общественников и чиновников, чтобы подвести промежуточные итоги общего российского дела.

Открывая совещание, член Общественной палаты Вячеслав Глазычев отметил, что национальные проекты для страны - это некая "разведка боем", призванная показать, насколько Россия готова разрешать кризисные для нее ситуации в тех или иных сферах хозяйствования. Если "разведка" будет удачной, есть все возможности для дальнейших не менее успешных общегосударственных ходов.

Мы катастрофически плохо знаем свою страну. И национальные проекты, как метко ранее высказался в прессе Алексей Чадаев, это также и "разведка деньгами". Нацпроекты - это исследование России в первую очередь, научно-практическое россиеведение. А в науке, как известно, и негативный результат - тоже результат. Любая ошибка идет впрок, в конечном итоге, ни один рубль не потрачен впустую. Мы платим за возможность узнать кем мы есть и как мы на самом деле живем.

При этом у нас нет лишнего времени на "проектирование". Мы не можем себе позволить роскошь длительной подготовки в условиях социально-политического цейтнота. В этом смысл "милитаристской" метафоры Глазычева.

Глеб Павловский, поприветствовав тех, кто "отвечает за патроны и точность стрельбы" в этом бое, заметил, что национальные проекты - это еще и способ "достройки" России до полноценной политической нации. Они - воплощение политики государства, направленной на построение социального общества, где человек - суть и первооснова, вокруг которого вращается экономический успех. По его словам, национальные проекты стартовали в важный для страны выборный период и сегодня это "общее дело" способно консолидировать общество. Поэтому понять и сформулировать на примере нацпроектов, как нация будет действовать после "транзита 2007-2008", крайне необходимо.

Член Общественной палаты РФ Сергей Марков сформулировал социальную составляющую национальных проектов. Не разделяя их на четыре отраслевых, можно говорить, что все они решают одну глобальную задачу - делают так, чтобы человеку жилось лучше. А два национальных проекта - "Медицина" и "Образование" - это еще и вклад, рассчитанный на перспективу. Учитывая дискурсивный политический посыл о сбережении русской нации, инвестиции в эти два национальных проекта сулят пусть и несиюминутную, но крайне перспективно привлекательную выгоду для страны.

Однако полагать, что национальные проекты - это прежде всего проекты отраслевые, в корне неверно. Задача нацпроектов в том, чтобы посредством трансформации узловых точек социального взаимодействия "переписать" правила социальных игр, вырвать страну из стагнационного сваливания в одни и те же институциональные ямы. На самом деле последовательная реализация нацппроекта - любого - предполагает существенные трансформации социальной машинерии: системы принятия решений, системы социального контроля и т.п.

По словам Маркова, важен и сам тезис о "проектности". Этот термин, по его словам, правилен. Примеры из политической и экономической мировой практики свидетельствуют, что многие успешные государства сегодня проповедуют именно проектный подход в тех или иных сферах, отказываясь от инфраструктурного финансирования всей среды, в которой необходимы изменения. "Население ждет, когда правительство перейдет от нормотворчества к проектности", - заключил он.

Собственно, именно под эти слова в зале появился первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. Комментариев по поводу высказывания члена Общественной палаты не последовало. Немой сцены тоже.

Поздравив всех присутствующих с Днем Конституции, он перешел к сути. Главный правительственный куратор национальных проектов констатировал, что "общему делу" нужна общественная экспертиза. Коммуникация эта, в виде отзывов общественности на сделанное в рамках нацпроектов, важна для успеха начинания. Информация - правдивая информация - сегодня управляет дальнейшей судьбой нацпроектов. По словам Медведева, управленческому звену нужна не светлая картинка с мест о том, как все хорошо, а конструктивная критика, которая позволит оперативно преодолеть недостатки.

Говоря о национальных проектах, Дмитрий Медведев также заметил, что Россия построена и действует уже очень давно по "сигнальному" принципу. Иными словами, сверху дается "сигнал", и на этот сигнал уже общество реагирует. А значит, "сигнал" этот важно правильно ретранслировать, доносить без искажений до общества. Вот общественники, эксперты, курирующие на местах нацпроекты чиновники и должны доносить эти посылы правильно.

Этот тезис Медведева не остался незамеченным. Выступавший за ним член Общественной палаты Алексей Чадаев взял инициативу в свои руки. Обращаясь к первому вице-премьеру, он сформулировал предложение: следует создать некий "пул" из авторитетных общественных деятелей, которые, как и Медведев, ездили бы по стране и правильно доносили суть начинания до народа, инспектировали сделанное, обобщали положительный опыт. Родилось у Чадаева и название нового органа - "Пул общественных комиссаров".

Несмотря на некоторую неожиданность предложения, Дмитрий Медведев инициативу поддержал, отметив, что подобная заинтересованность общественных деятелей не может не радовать. Эта идея, "которую возможно трансформировать", вполне может иметь дальнейшие перспективы. "Комиссарские" ли, уточнено не было...

Идея общественных "политруков"-кураторов нацпроектов на самом деле выводит "национальное проектирование" из административно-хозяйственной плоскости в публичную политическую сферу. Реализация национальных проектов превращается в политическую задачу.

После отъезда первого вице-премьера, который, кстати, направлялся в Сибирь (снова с инспекционной нацпроектной поездкой), состоялась серия круглых столов, на которых речь шла уже о конкретике, цифрах, фактах.

Но квинтэссенция темы национальных проектов все же не в этом - не в количестве введенного жилья и заработавшего медицинского оборудования. Можно говорить о том, что национальные проекты, не беря во внимание их прикладной сути, направленной на человека и глобальное улучшение ситуации в отдельных экономических областях, стали еще и вещью умозрительной. Они - катализатор ментальной трансформации. Новый век диктует необходимость новых подходов, в том числе и в переосмыслении национальных особенностей самой нацией. Глобальная конкуренция не дает нациям времени на сон и отдых. А значит, столь характерная для русского народа шутка: "Детей не люблю, но сам процесс...", ставшая неприличной, после возведения демографической проблемы в ранг государственной становится просто неуместной. Желание успешности должно стереть ее из русской памяти. И демография здесь лишь наиболее рельефный, понятный пример.

Четыре приоритетных национальных проекта являются не только некими механическими задачами, к решению которых можно подходить на основании методов технократов. Нет, национальные проекты - это творческий импульс, повод для высвобождения духовных сил общества, самоутверждения национального.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67