Когда "корабль уродов" отчалит

Креативный класс следует за деньгами, как за дудочкой крысолова. Однако слишком много званых, да мало избранных

Вот какое упражнение: взять и подумать на досуге на тему: «креативный класс и перенос столицы».

Рабочая гипотеза - вряд ли «гений места» новой столицы, где бы она ни оказалась, осчастливит молодых и успешных.

Один из индикаторов региональной креативности, согласно теории Ричарда Флориды – количество гомосексуалистов. И еще иммигрантов, тоже непопулярной в России категории. Творческие профессионалы – третья составная часть, обеспечивающая, по классику, высокий уровень толерантности, культуры и идентичности, без которого «резервация» креатива полностью теряет смысл.

Чрезвычайно чуждый российскому правящему классу, какой-то возмутительный набор. Собери их вместе – просто «корабль уродов». Мириться с соседством с «городскими сумасшедшими» номенклатура не умеет и не любит. Несложно также и предположить: перенос столицы вызовет немалое напряжение: сомнительно, чтобы «воинов креатива» радостно приветствовало мирное население. Чепчики в воздух подбрасывать не будут. И укутывать в горностаевую мантию тоже.

Местные сообщества, мягко говоря, не любят даже москвичей-бизнесменов, приезжающих со своими стандартами, заточенными под интенсивное извлечение прибыли. Неуемная деловая активность чужаков-работодателей искренне раздражает посконных аборигенов. Рейдерами их считают, не инвесторами.

А тут и вовсе сплошная бестолковость: несерьезные люди, бездельники, со странными компонентами и пропорциями успеха, вдобавок надменные верхогляды, заносчивы.

Для обширной целевой группы 20-45 лет, живущих в мегаполисе («активный европейский стайлинг, стрит-стайл, свободный, неброский, демократичный, в меру агрессивный, потому что демонстрирует свободу поиска» – консультант по брендам Николас Коро), чиновничество и крупный бизнес – работодатель.

По логике вещей, креативному классу важнее финансовая, не административная столица. Разделение: Москва - финансовый центр, Тьмутаракань – административный, приемлемо. Примеров децентрализации полно, хрестоматийно американское: скучный Вашингтон – административная столица США, столица мира Нью-Йорк – динамичная, финансовая, Бостон – юридическая, etc.

Однако у нас деньги ходят за властью, она их распределяет. И приближает к себе удобных выходцев из нового кластера.

Чарльз Лэндри («Креативный город») ставит на первое место в развитие городской среды человеческие способности и мотивации. Мотивации – увы! – достаточно прямолинейны. Креативный класс идет за деньгами следом, ведомый дудочкой крысолова. Креативной экономикой управляет власть. Качество ее управленческих решений хорошо известно, увы.

* * *

Осмелюсь также заметить: «несамостоятельность» креативного класса входит с противоречие с транслируемыми им установками. Чуточка позерства и толика прелестного самообмана.

Принципиальных критиков Флориды со времен Джоэля Коткина накопилось немало. Американский социолог Майкл Линд заявляет: не конкуренция на глобальных рынках возносит представителей креативного класса, а обслуживание правящих элит.

Придворные модельеры и художники, замечу, всегда существовали при «дворе». Снова классовая проблема: званых много, мало избранных.

Социолог Саския Сассен еще более категорична: «Креативные классы», по ее мнению, «не более чем высокооплачиваемая, вышколенная обслуга». Сассен отказывает пребыванию подлинных интеллектуалов в рядах «креативщиков». В задачи последних, отмечает она, входит выработка новых способов концентрации доходов и прибылей в руках тех, кому они служат. Обогащая исключительно тех, кто уже и без того достаточно богат.

Встав на эту позицию, мы тогда должны сделать следующее заключение: профессионалы-интеллектуалы и «креативщики» по-разному понимают и по-разному относятся к изменяющейся городской среде. Они и столицу видят по-разному: от транспортных магистралей до вертикального озеленения.

В дискуссии на «Фейсбуке» философ Павел Крупкин высказал сомнение в «естественности» природы возникновения креативного класса. Дальнейшая интенсификация производственной деятельности, или, как он выразился, «тюнинг производств»»высвободил большое количество людей. При этом «естественная доля» творцов (тех, кто творят при любых обстоятельствах) вряд ли растет со временем. Возникает проблема стимулирования любых склонностей у незанятых - пусть лучше дизайн творят, чем наркотиками торгуют.

Версия, что креативный класс искусственно выведен как часть социального лабораторного эксперимента, не лишена оснований. Для подкрепления «пробирочной теории» класса как гомункулоса достаточно припомнить американскую систему курсов непрерывного образования для иммигрантов - многие из них помимо собственной воли и жизненных установок приобретает профессию ювелиров, кто-то внезапно делается ландшафтным дизайнером…

Возникла, по Крупкину, острая нужда «воспитания креативности», выноса этого навыка за пределы его естественных носителей.

Диффузия возможна, если среда обитания креативного класса станет привлекательной, творческой, поддерживающей, развивающей, при этом дерзко демонстрирующей варианты старт-апов честных, а не затеянных исключительно «для своих».

Такая среда некоторым образом входит в противоречие с установками «нетворческого большинства». Ни новый столичный ЦПКО с вайфаем и пляжем, с переехавшим «Гаражом», ни «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге полностью проблемы не решают. Воздух столичный должен измениться, тогда.

* * *

И вот здесь самое время снова вернуться к теме «столичности». На наших глазах идет проверка на состоятельность идеи «культурной столицы Европы», которую создавал российский креативный класс под патронатом пермского губернатора.

С уходом Олега Чиркунова и вице-премьера краевого правительства Бориса Мильграма Пермь может потерять самопровозглашенный статус. Достаточно ли набрана творческая инерция? Будет ли развитие? Способен ли креативный класс "протестным образом" формировать новые тренды, оппонируя новой власти? Сможет ли власть преодолевать собственное недоверие, сталкиваясь с малопонятным, чуждым, «клоунским»? И что у нее вообще с толерантностью?

Российские власти, даже в условиях высокой протестной активности «креативщиков» на столичных улицах и площадях, вряд ли могут предложить стройную систему госзаказа, который мог бы, заняв людей делом, резко сформировать адекватное финансовое перераспределение.

В перенесенной куда бы то ни было столице креативному классу просто нечем будет заняться. Лишь несколько десятков приближенных к власти могут не переживать. Они давно устранили ненужные звенья между собой и деньгами.

Обратный пример успешного масштабного социального заказа задолго до появления креативного класса продемонстрировал своим «новым курсом» президент Рузвельт. Во времена «Великой депрессии» архивисты, историки, журналисты, режиссеры, писатели, фото- и кинохроникеры получили искомую работу. Американские справочники и путеводители, составленные в те годы, до сих пор считаются лучшими…

* * *

А теперь посмотрим, как обживаются «новые столицы». «Холодность», чопорная скучность административного центра креативному классу невыносима. Что характерно, не только ему. «Ледяной столицей казахов» назвал Астану в частной беседе один знакомый высокопоставленный чиновник, родом, как и все остальные аппаратчики, из солнечной и теплой Алма-Аты.

Пока освоение нового столичного пространства происходит через язык. Имея опыт работы в Астане, наблюдал, как осваивается все чужое и радикально масштабное – все работает на снижение пафоса. Башня «Транспорт Тауэр» (министерство транспорта и коммуникаций) прозвана «зажигалкой», после чего и впрямь принялась гореть. Появилась и «пепельница» – круглая площадь. Монумент «Байтерек», символ нового Казахстана, назвали чупа-чупсом. Здание цирка - НЛО. А два, симметрично расположенных «медных» конуса фондов развития «Самрук» и «Казына», творение архитектурного бюро Фостера, цинично обозвали «ведрами». Оригинальный комплекс «Северное сияние», «танцующие» дома – «пьяницы». Комплекс «Северная корона» – «четыре китайца». Еще соседское, подчеркивающее немалое китайское влияние на казахстанскую экономику: бизнес-центр с пагодой на крыше – «китайка» (не китаянка). Повезло зданию минфина – оно «доллар», а вот национальный архив – «яйцо». У здания «Казахстан Темир жолы» (казахское РЖД) нашли сходство с сандвичем. Не повезло минсельхозу из-за стилизованных куполов – называют очень по-медицински, «клизма»

Ни одно сколь-нибудь заметное строение не избежало переименования. Все, что восхищает россиянина, впервые увидевшего комплексно развивающуюся с «нуля» столицу, забавляет астанинца. Здание правящей партии Нур-Отан – «матрац», жилой микрорайон – «семь бочек». Фостеру вообще не везет: наклоненный элегантный ТРК «Хан шатры» - «нашатырь». Один из комплексов зданий вдоль набережной рассматривается в качестве воспроизведенного в стекле и бетоне международного знака фак. Бизнес-центр "Астана Тауэр" класса «А» действительно напоминает банан с темными прожилками вдоль кожуры. «Астана-финанс» из-за стилизованных фасадных арок стала «конюшней».

Будучи далек от цели написания физиологического очерка о жизни в новой столице, отмечу: в пятницу трудно достать билеты из Астаны в Алма-Ату. Чиновничество вылетает отдыхать на выходные. Навестить друзей, близких, посидеть в ночном клубе вдали от пристального взгляда любопытствующих: заметят, доложат, конкурентная борьба остра. Важно побыть дома. А в Астане они не живут – работают. Так себя чувствует правящий класс. Набор готовых ответов уже существует, если заговорить о классе креативном.

* * *

Итак: креативный класс может создать креативную экономику, если потребует у власти организации под нее пространства. Пространство появится, если власть каким-то чудным образом преобратится, разглядев открывающиеся волшебные перспективы и светлые дали. Она начнет участвовать в формировании новой среды, и в перенесенной столице в том числе. Интеллектуальное сообщество заставит считаться с собой власть и найдет точки соприкосновения с «креативщиками», которые закончат клянчить деньги у власти...

Нереалистичный сценарий, как представляется.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67