Как учить одаренных детей

О том, что в России необходимо создать сеть школ для работы со способными детьми говорят уже больше года. Но дело не сдвигается с мертвой точки. Позавчера тема обсуждалась на одной из двенадцати дискуссионных площадок Шестого съезда общероссийской общественной организации Всероссийское педагогическое собрание.

Почему гениев надо учить отдельно

Собственно, проблема была поставлена странно: нужны ли отдельные школы для способных детей или их можно обучать в массовой школе, поощряя учителей, откапавших эти жемчужины. Первую точку зрения защищал директор московской гимназии №1505 Леонид Наумов, а вторую – директор знаменитого Центра образования «Пятьдесят седьмая школа» Сергей Менделевич.

Главным аргументом в пользу совместного обучения одаренных учеников с обычными, был такой: способные дети, находящиеся в окружении себе равных, плохо социализируются и вырастают социально инфантильными. А в массовой школе их можно научить реализовывать свои способности (как – не очень понятно). И хотя, по мнению Леонида Наумова, особые школы нужны («как школы для инвалидов»), ставку нужно делать на массовую школу и хорошего учителя в ней.

Куда более убедительными показались контраргументы Сергея Менделевича. Почему нужны особенные школы? Хотя бы потому, что в массовой школе желание учиться отпадает у большинства детей сразу после окончания «началки». Чем старше становится ребенок, тем менее популярны в массовой среде «ботаны». Взрослея, дети мимикрируют, учиться становится немодно.

А в школе, где находятся «одаренные дети» (термин этот условный), учиться модно. Дети тоже мимикрируют, только в другом направлении. Ведь ребенка развивает среда. Даже не учитель (он это делает только в той мере, в которой организует среду, и в какой он может оценить «штучность» каждого ребенка).

Сергей Менделевич категорически против термина «школа для одаренных детей». О своей, 57-й он говорит, как об учебном заведении для детей, ориентированных на интеллектуальную деятельность. Таких там большинство и они находятся в среде, себе подобных. «У нас до сих пор модно учиться», - говорит Менделевич.

Далеко от Москвы

Про 57-ю традиционно говорят: «лучшая школа Москвы». Есть еще математическая «Вторая школа», гимназия 1567 и еще школ десять. В Москве работает и знаменитый СУНЦ МГУ, - физико-математический интернат имени А.Н.Колмогорова. Созданный в начале 60-х, вместе с такими же – в Киеве, Ленинграде и Новосибирске (после распада СССР подобный интернат возник в Екатеринбурге), он и сейчас готовит детей, одаренных в естественных науках. Казалось бы, сегодня, когда так настойчиво говорят об инновациях и необходимости технологического прорыва для России, нужно развивать эту сеть дальше. Но почему-то этого не происходит. Между тем такой проект существует.

Чуть больше года назад на Госсовете по образованию директор физматлицея «Вторая школа» Владимир Овчинников передал президенту Дмитрию Медведеву так называемый «Колмогоровский проект». В нем говорится, что эффективная система развития способностей должна охватывать всю территорию страны и включать в себя механизмы поиска талантов и поддержки способных школьников (таланты распределены равномерно). Что в стране должна быть создана сеть специализированных лицеев для учеников старших классов, проявивших способности в области математики, информатики, естественных наук. Эти школы должны иметь иное финансирование, чем массовые: там нужна другая оплата педагогов-ученых, оснащенные лаборатории. Проект написан весьма конкретно. Так, там говорится, что при ведущих университетах должны создаситься 8 школ в федеральных округах, а на основе школ, уже существующих в регионах - сеть региональных центров. Поскольку в РФ - 83 региона и много крупных городов, общее число школ ориентировочно -150. Школы оборудуются на уровне лучших мировых образцов (лаборатории, информационные банки, библиотеки, средства обучения)… Необходима система материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в таких школах лучших специалистов. Проект оказался в Минобре, но реакции до сих пор никакой.

Но было бы неправдой сказать, что ничего не происходит. Школы для способных детей создаются. Просто их возникновение зависит от доброй воли и понимания регионального руководства. Вчера на дискуссионной площадке выступил Дмитрий Подлесный, научный руководитель недавно созданного мордовского Лицея «Центр для одаренных детей». В Мордовии результат ученика напрямую отражается на зарплате учителя. У учителя, подготовившего победителя региональной олимпиады ежемесячная надбавка – 7 тысяч рублей на три года; за призера Всероссийской олимпиады учитель получает дополнительных 10 тысяч, а за победителя – 20 тысяч. «Я получаю дополнительных 30 тысяч, потому что в прошлом году мой ученик – мальчик из глухого мордовского села - получил серебряную медаль на международной олимпиаде по физике»,- сказал Дмитрий Подлесный. Такие добавки установил глава республики Николай Меркушкин.

В Мордовии сейчас идут беспрецедентные процессы в области образования. Строится система непрерывно образования: школа-университет-технопарк. Но это история исключительная. В других регионах учителя, подготовившие победителей олимпиад, даже грамотой не отмечены.

«Я не хочу работать на MIT»

Обозреватель «Русского журнала» спросила Сергея Менделевича, чего ждут от государства уже существующие школы для одаренных детей. И получила ответ: во-первых – денег. Обучение хорошего ученика стоит в два с половиной-три раза дороже, чем среднего. Во-вторых, нужен госзаказ. «До тех пор, пока мы не знаем, сколько стране нужно технарей, естественников, гуманитариев, - сказал Сергей Менделевич, - и сколько государство готово за это заплатить, вся эта работа – прекраснодушные сопли. Я не хочу работать на MIT (Массачусетский технологический институт), в котором существует землячество моих выпускников. Имеет смысл трудиться здесь, если твои ученики работают в России. Для этого, нужно строить комплексную систему. Она должна начинаться с 10-летнего возраста и заканчиваться в 25 лет, когда человек получил распределение. Американцы отслеживают детей с раннего возраста, доводят до первого курса. Выпускники программы gifted children легко и за малые деньги (с хорошими кредитами) поступают в лучшие университеты. Правда, дальше ими никто не занимаются».

Наши лучшие школы прекрасно готовят детей, но после вуза им некуда идти. «Я стараюсь не врать детям, - говорит Сергей Менделевич. - Но тогда я должен им сказать: ребята, мы вас сейчас научим, что решать задачи интересно и что вы можете делать это лучше большинства своих сверстников, но это вам куска хлеба не даст».

Ну, а в третьих, учителя, работающие в таких школах, должны получать достойную зарплату. Чтобы не заниматься репетиторством и иметь нормальное жилье.

Для того чтобы это сделать, по мнению Сергея Менделевича, нужно создать крупный фонд, в правление которого входили бы не чиновники, а уважаемые люди от образования. Этот фонд будет распределять деньги для школ, которые в течение нескольких лет демонстрируют устойчивые результаты. В случае если из такой школы начнется отток детей, вливания закончатся. Любой, кто внес в фонд деньги (например, больше 10 миллионов рублей), будет иметь право бесплатно заказать себе двух выпускников этой программы – будущих аналитиков, математиков, химиков, историков.

Это лишь один из вариантов решения проблемы. А 25-летний учитель истории из Смоленска вчера сказал: пока не примут нормативно-правовой документ, где будет зафиксирована стратегия работы с одаренными детьми, все разговоры бесполезны.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67