Главный фактор демократии

От редакеции.РЖ начинает дискуссию о российской демократии. А если быть более точным, то о том, что мешает обеспечить ей сравнительно устойчивую форму. И, конечно, речь вовсе не идет о демократии сегодняшней. Русская демократия часто трансформирволась или видоизменялась, не меняя при этом своей "народвластной сути". Однако на протяжении существования демократического режима в РФ демократии мешали и объективные материальные факторы - бюрократизм, экономические проблемы, факторы нематериальные, но объективные - определенные недостатки русской политической культуры, и факторы субъективные. Практика показала, что у экспертов нет единого мнения на этот счет. Что и любопытно. Оказывается "устояться" нашей демократии много чего мешает.

* * *

Главный фактор, который препятствует обеспечению устойчивости демократии в России – ее незавершившаяся геополитическая определенность. Непонятно, чем сейчас является Россия и чем станет в самом ближайшем будущем. Это страна, которая собирает вокруг себя союзников, формирует зоны влияния и новый устойчивый блок в северной и центральной Евразии, возобновляет прежнюю "геополитическую реальность", в которой страна со столицей в Петербурге или Москве была ядром геополитической единицы, способной вести глобальную игру? Или же Россия, осознав себя очень слабой страной, отказывается от своей миссии быть ядром "Евровостока" и держит курс на интеграцию с ЕС и НАТО на правах большой европейской сырьевой "Канады", северной европейской "Австралии" или "дальней" "Восточной Европы". Оба варианта возможны. Оба имеют свои плюсы и минусы.

Проблемой является как раз неопределенность, какой из вариантов реализуется на деле. И пока нет такой определенности, очень сложно построить стратегию национальной безопасности России. А раз нет возможности построить стратегию национальной безопасности, значит, нет и устойчивой безопасности страны; значит, Россия находится в поле постоянного воздействия разрушающих ее безопасность вызовов и вынуждена реагировать на них ситуативно. Является объектом применения чужих стратегий, нацеленных на реализацию относительно России чужих национальных интересов.

А если страна постоянно ситуативно реагирует на проявление чужой воли относительно себя и не имеет устойчивой долгосрочной стратегии разрешения реальных внутренних и внешних проблем, тогда в стране невозможно выстроить политическую систему, которая бы поощряла рост людей мыслящих о своей стране ответственно. В этом случае у власти оказывается множество временщиков, живущих по принципу урвать и смыться. И как обратная крайность оппозицию в такой стране очень часто составляют не менее безответственные люди, обычно противопоставляющие отсутствию стратегического мышления у правящих кругов какую-нибудь откровенно фанатичную идеологическую модель для социальной мобилизации: национализм, например, в каких-нибудь диких формах или религиозность в таких же диких и мракобесных вариантах. Радикальная оппозиция – не меньший враг ответственному отношению к управлению страной, чем склонная к коррупции и воровству власть каких-нибудь "сырьевиков" и бандитов.

А нет ответственности, невозможна и демократия. Нет ответственности – и в обществе начинают усиливаться внутренние долгосрочные разрушительные тенденции. Как это произошло, например, во многих странах Африки и происходило ранее долгие годы в Латинской Америке. Культура бедности на уровне хлеба и зрелищ охватывает массы простого населения. Ориентация на сырьевые отрасли экономики, чтобы, скопив денег, уехать с семьей на Запад охватывает высшие социальные слои. А интеллектуалы уходят в радикальные политические увлечения. Военные и иные силовики тратят остатки сил на заведомо проигрышное противостояние деструктивным силам и внешним вызовам. Россия в истории, кстати, не раз проходила через такие периоды. Обычно заканчивалось оно все ужасно: смутой и внешним опустошительным нашествием.

К этому идет и сейчас.

Сырьевая составляющая экономики усиливается. Зависимость от внешних рынков – также. Экономика с огромным трудом выходит из упадка, вызванного мировым кризисом. Россия не в состоянии влиять на определение мировой цены на свой основной предмет экспорта – углеводороды, т.е. ее безопасность по основному экономическому параметру находится не в российских руках. И ситуация для России в этом плане только ухудшается: энергетическая стратегия ЕС, США, иных развитых стран, выход на рынки сжиженного газа, усилившаяся конкуренция новых регионов-поставщиков сырья на традиционные рынки, необходимость переориентации на менее доходные рынки Китая и азиатских стран, и т.д., – все это вызовы существующей экономической системе России. РФ не может повлиять на ситуацию; она может только приспосабливаться.

Военные вызовы на Кавказе и особенно в Центральной Азии угрожают по нарастающей существованию государства. Центрально-азиатская проблема в последние месяцы не сослужила России хорошую службу. РФ, оказалось, не обладает никаким военным блоком, способным защищать союзников от вспышек конфликтов. Россия не может себе позволить ввести войска даже на территорию страны-союзника, где все политики и население молят о вводе войск, а потенциальным противником этих войск выступили бы не организованные силы какого-нибудь врага, а криминальные бандитствующие группки. Даже для обычной полицейской операции в Киргизии у современной РФ не оказалось ни сил, ни решимости.

Россия теряет союзников и влияние в регионе, где находится. Фактически рухнул ОДКБ. Он не смог защитить Киргизию от нескольких волн насилия. В Киргизию прибывают полицейские ОБСЕ. ОДКБ больше не рассматривается как однозначная точка опоры Армении и Таджикистана. Там идут свои сложные процессы в области обороны и безопасности. Фактически разрушен союз с Беларусью. А Таможенный союз трех практически только провозглашен и его шансы стать Единым Экономическим Пространством очень неясны. Россия на ходу, перед сложными президентскими выборами сразу в трех странах – России, Беларуси, Казахастане односторонне изменяет внешнеполитическую стратегию, объявляет о приоритете отношений с крупными западными державами в пику отношениям со странами-соседями-союзниками. Это все – не шутки.

В такой ситуации разговор о демократии выглядит искусственным. Пока не достигнута геополитическая ясность: держит ли Россия курс на интеграцию с ЕС и НАТО, теряя союзников в северной Евразии, или же РФ пытается собраться с силами, как это не раз делала в своей истории – пока такой ясности нет, демократия в России пребывать в устойчивом состоянии не может. Почти любая форма недемократического правления, которая даст ясность по этому вопросу – предпочтительнее заведомо фиктивной, имитационной, чреватой взрывом киргизского типа демократии.

Скорее бы она просто определилась. Тогда можно было бы обсуждать, каким образом далее развивать ответственное политическое мышление и допускать к власти все большее количество групп влияния и политиков, мыслящих в рамках избранного пути категориями ответственности. Демократия – это и есть система власти, которая учитывает интересы разных групп влияния здоровой, если использовать предложенный мною термин, части общества. Разных маньяков, преступников, излишних радикалов и тому подобные "меньшинства" демократия подавляет в любом случае.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67