Философские нужды

От редакции. В понедельник, 24 января в Москве произошел очередной теракт. На этот раз в качестве цели террористов был выбран аэропорт «Домодедово». При взрыве в московском аэропорту погиб по меньшей мере 31 человек, ещё около 130 пострадали, сообщили в Минздравсоцразвития России. 20 раненых в крайне тяжелом состоянии. Взрыв произошел у кафе рядом с залом международных прилетов. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье "теракт". С Русским журналом своими мыслями поделился Иван Фомин, шеф-редактор журнала «Сократ», издательской и консалтинговой группы "Праксис" .

* * *

Наверное, не буду слишком оригинальным, если скажу что последний теракт в Домодедово - это очередное проявление системного кризиса в стране, т.е. кризиса всех основных систем жизнеобеспечения, и не в последнюю очередь – системы интеллектуального обеспечения жизни страны, - наряду с «природными пожарами», «ледяными дождями», «хромой лошадью», «саяно-шушенской гэс» и прочими «объективными трудностями переходного периода», причем переходного явно неизвестно откуда и куда.

Последний тезис как раз тут наиболее примечателен, и позволяет актуализировать роль философии и интеллектуальной работы вообще в нашем сегодняшнем обществе. Казалось бы, вот произошел очередной теракт, при чем здесь философия и интеллектуальная работа? Однако на самом деле связь существует, и самая непосредственная.

Во-первых, этот взрыв, жертвы, это событие сразу загоняется в привычный разработанный масштаб «проявления мирового терроризма». Теракт, конечно, налицо, не поспоришь, однако это укладывание в готовый шаблон, конечно, сразу снимает все вопросы по реальному, а не PR-ангажированному анализу события, тех причин, которые его породили, будущих последствий, построения возможных систем по работе с данным явлением, причем систем не только репрессивных и правоохранительных. «Мировой терроризм», как известно, есть разновидность «мирового зла», по своей природе иррационального и неподдающегося никакому пониманию и осмыслению. По-моему, здесь налицо явный тупик интеллектуального характера, где этот «мировой терроризм» закрывает явление, закрывает всякие возможные дискуссии, реальные, а не имитационные исследования, и не дает работать с событием, с цепочкой событий, с тенденцией. Истерическая, иначе не назовешь, «отработка» государственными российскими СМИ произошедшего теракта в течение последних дней, когда доля информации о событии и новостных истерик распределяется примерно в пропорции 10% и 90%, по-моему, подтверждает этот тезис. Реального анализа, интеллектуальной проработки, как не было, так и нет, и не предвидится.

Первое интеллектуальное и философское следствие события – явный интеллектуальный тупик. Моралистская, иррациональная и мифологическая система восприятия этого явления – «мирового терроризма» - явно мешает нам адекватно исследовать и оценивать, а значит, и успешно анализировать и искать пути преодоления этого явления. Причем не только и не столько в абстрактном и культурном плане, но и прямо конкретном и операциональном. Ибо чем ограничиваются аналитические инструменты нашего общества в данном конкретном случае? Есть аналитика спецслужб, которая ограничивается ползучим эмпиризмом – сколько было, откуда приехали, кто послал. И есть псевдоаналитическая болтовня разных PR-агентств, маскирующихся под независимые Институты и Фонды. Эта болтовня по сути лишь глубже маскирует причины явления, т.к. заранее построена на отработке грантов и бюджетов, которые во многом дают те же западные или наши российские структуры и грантодатели, которые заведомо исходят из вышеописанной мифологемы «мирового терроризма». Для них уже все ясно, кто виноват и что делать, поэтому данные структуры, разумеется, не заинтересованы в реальном анализе данного явления, т.к. реальный анализ неизбежно выведет на критику той системы, которая и выдает гранты и финансирование. Иными словами, реальный анализ такого явления, как например наш российский терроризм, неизбежно выведет на проблемы политической, экономической, финансовой эффективности и неэффективности этих системообразующих структур.

Второй мощный импульс этого события, выводящий опять же на тему актуальности философского и интеллектуального знания в нашей стране – тотальный кризис исполнительских структур, кризис менеджмента, логистики, исполнительской дисциплины, можно называть это как угодно. Например, во время «новогоднего обледенения» этот кризис был налицо, когда отчаявшиеся первые лица государства готовы были уже сами лезть на эти столбы и прикручивать провода, т.к. ничего не помогало. Есть деньги, есть ресурсы, есть дипломы MBA, есть дома в Швейцарии, а вот ничего не работает, и все хуже и хуже с каждым днем – березы подлые навалились на провода, ничего не поделаешь…

Так и сейчас – пишут вот, что все всё знали, кто приехал, откуда, а металлоискателей, рамок этих на входах в зону прилета не было. Налицо явный кризис организационной работы, исполнительской дисциплины, мотивации и организации реальных структур и исполнителей. Т.е. не работают уже стимулы в виде денег, должностей, новых властных полномочий. О чем это говорит? На наш взгляд, безусловно, и о том, что в основе всякой организационной и исполнительской эффективности должна лежать подлинная и глубокая мотивация исполнителей, и что только финансовой мотивации недостаточно. Должна быть еще и моральная, и интеллектуальная. Отсюда явная актуальность интеллектуальной и философской функции государства, которая сегодня явно отсутствует.

Если возвращаться к случаю с терроризмом и к уже объявленному «кавказскому следу», то тут все упирается в наличие либо отсутствие ясного перспективного видения, или проекта, например по Северному Кавказу. 20 лет государство им просто не занималось, и там занимался кто хотел и чем хотел, в том числе Турция, США, Англия, разные арабские проповедники и афганские моджахеды, все, кому не лень. Так чего теперь удивляться, что регион превратился в источник вечных проблем и этого самого терроризма? Например, какая сейчас у нас идея по Северному Кавказу, какая реализуется государственная концепция? У нас нет ясного и понятного плана действий, т.к. тотальное коррумпирование местных элит и примкнувших к ним федеральных политиков федеральными деньгами нельзя назвать осмысленной политикой, рассчитанной на далекую перспективу, нельзя назвать каким-то разработанным и осмысленным интеллектуальным проектом по развитию, дальнейшей интеграции этого региона.

Причем крайне важно понимать, куда этот регион нужно интегрировать. Отсутствие идеи российского Кавказа, как философски, аналитически разработанного проекта, неизбежно выводит нас на проблему отсутствия перспективной идеи и проекта России в целом, направленного на перспективу, на будущее, и исходящего из реального и серьезного анализа настоящего. Идея «транзита», perestroyki, вечного переходного периода, как оправдания существования нынешней РФ-конструкции явно себя исчерпала. Куда им интегрироваться, где хотя бы проект той России, в которую они захотели бы вступать?

Приходится констатировать, что внятных предложений нет, вместо государственной по сути идеологии, идеологии именно не как «джина национальной идеи из бутылки», а серьезного процесса, интеллектуального процесса, анализа ситуации, проектирования общего будущего идет сплошным потоком PR, который в последнее время становится все более истерическим, как видно из политики тех же государственных СМИ, в особенности телеканалов. При этом независимой в полном смысле слова аналитической и интеллектуальной работы по анализу реальной общественно-политической ситуации в стране в целом, в отдельных регионах, фактически никем не ведется – ни по отношению к распространяющейся теории и практике терроризма, ни по отношению к любой другой крупной и важной теме или проблемы государства и страны в целом.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67