Фабрика-кухня

Varshavchik Sergey

Otium sine litteris mors est et hominis vivi sepulttura, изрек некогда Сенека и был во многом прав: досуг без книги - это смерть и погребение заживо.

Однако, книга сегодня удел не столь многих. Значительно более легкий, удобный и понятный досуг широким массам поставляет телевидение. Особенно по выходным, когда в дело включаются целые агитбригады, пропагандирующие с экрана пользу смеха. И порождающие плоскими шутками профессиональных смехачей пошлое, тупое, но длительное веселье у благодарных зрителей, возлежащих на диванах и топчанах. Или бесконечные, как сказания Шахерезады, слезливокровавые сериалы по всем каналам, рассчитанные на аудиторию, всерьёз склонную считать экранную жизнь значительно интереснее реальной.

Как называют этот жанр сами телевизионщики - "жвачка для глаз". Зато рейтинг эти простецкие развлечения для миллионов собирают очень и очень приличный. А Его Величество Рейтинг для телевидения - это всё. Какая уж там пища для ума... Фабрика по производству тележвачки.

Некоторые полагают, что телевидение стремительно глупеет из-за... женщин. Как, например, британский астроном, сэр Патрик Мур, который ведет на телеканале ВВС программу The Sky at Night. Он относит к "дурацким" передачам программы о смене имиджа, "мыльные оперы", кулинарные шоу, викторины, сериалы на бытовые темы и признается, что "однажды был в больнице и посмотрел полностью серию EastEnders. Да, это жизненно. Но понос - это не менее жизненно, тем не менее, я не желаю видеть нечто подобное по телевидению".

Я, конечно, далёк от мысли во всем обвинять бедных женщин, но то, что большинство телеаудитории в любой стране мира составляют представительницы слабого пола, как правило, старше за 55 лет - это, что называется, медицинский факт.

Нарушением канонов выходного дня стал нынешний День Победы, в преддверии которого сетка радикально изменилась: мыльные сериалы, бессмысленные ток-шоу и радостное реготание уступили место художественным и документальным фильмам о войне и воспоминаниям ветеранов, коих с каждым годом становится - увы - всё меньше и меньше. Однако и здесь не обошлось без привычных клише и пошлятины.

Наиболее достойно (как впрочем, и в будни) выступил канал "Культура", где было что посмотреть и над чем поразмышлять. Показали заключительные серии фильма "Война священная" (цикл под этим названием выходит на телеканале с мая 2003 года) о судьбах детей в годы Великой Отечественной войны. Уникальность проекта состоит в том, что впервые на телевидении война представлена глазами ребенка. Уже пожилые люди трогательно рассказывали о своем детстве, и трагические события войны, увиденные детьми, воспринимались по-особому.
Отмечу и "Звезду героя" - документальный сериал о 50 фронтовиках, удостоенных этого высокого звания. Пехотинцы, летчики, танкисты, медсестры, разведчики, артиллеристы, партизаны, моряки. У каждого из них была своя война, свои фронтовые дороги, идя по которым, они, хоть на немного, но приближали День Победы.
Сильный проект канала - документальный фильм "Василь Быков. Линия фронта", в котором не так давно ушедший от нас писатель-фронтовик, автор повестей о войне "Дожить до рассвета", "Альпийская баллада", "Обелиск", "Мертвым не больно", "Пойти и не вернуться", "Сотников", размышлял о своем творчестве.

"Вы слышите? Грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят..." Вспоминали и другого фронтовика, Булата Шалвовича Окуджаву, чей день рождения пришёлся на 9-е мая. Накануне, 8-го мая, был показан концерт, состоявшийся в его доме-музее в Переделкино "Мы все войны шальные дети", в котором звучали не только песни Мастера, но и "знаковые" военные песни. Начиная с созданных в Первую мировую войну, и заканчивая песнями "афганского" и "чеченского" циклов в исполнении Юрия Шевчука и Александра Дольского.
Канал "Россия" показал 6 мая фильм "Нюрнберг: последняя схватка" о самом громком процессе ХХ века, который длился 9 месяцев, в ходе которого было проведено более 400 судебных заседаний, стенографический отчет занял 16 тысяч страниц, а для записи процесса понадобилось 27 километров магнитной пленки. В фильме воссоздана масштабная картина Суда народов, показана технология судебных сражений, вынесения приговора и процедура казни. Любопытно, что у нас, в отличие от США, Великобритании и Франции, несмотря на то, что прошло более 60 лет, так и не издан отчёт о Нюрнбергском процессе. Видимо, до сих пор неприятно вспоминать о Катыни, вопрос о которой был поднят на процессе.

Праздничное телевидение не обошлось без уже ставших хрестоматийными озеровского "Освобождения" (Первый канал) и лиозновских "Семнадцати мгновений весны" (ТВЦ), которые - на мой субъективный взгляд - по зрелищности по-прежнему дают фору новым проектам на тему Великой Отечественной. Коих, современные кинематографисты производят в весьма немалых количествах. Просто ренессанс темы какой-то.

Однако, в отличие от предшественников, которые, собственно, снимали фильмы все больше про войну, теперь ценятся фильмы про военные приключения. И названия у них соответствующие: "Под ливнем пуль" (хорошо, что не "Под градом мин"), "Диверсант", "Сильнее огня" и т.д. и т.п. И играют их, кочующие из фильма в фильм, одни и те же актёры. Благо, типаж подходит к одному и тому же модному сюжету: молодой лейтенант служит в разведке, любит девушку-связистку, отправляется с разведгруппой на опасное и ответственное задание и почти погибает. Девушка вместе со зрителями ждёт возвращения героя и периодически красиво рыдает крупным планом.

Впрочем, это цветочки по сравнению со зрелищем нынешнего парада Победы, который в этом году выехал принимать бывший мебельщик, а ныне свежеиспечённый министр обороны Анатолий Сердюков. Ей богу, я нисколько не против мебельщиков и выпускников торговых ВУЗов, но, право слово, при виде нынешнего военного министра в памяти назойливо всплывали бравые фигуры боевых маршалов Жукова и Рокоссовского, руководителей парада Победы 1945 года. Думаю, что не один я задавался недоуменным вопросом в этот день: неужели не могли подобрать более достойного?

Что ж, каждое время требует своих песен.

Кстати, о них. Праздничный эфир был буквально насыщен ими (какой же День Победы без них?) и, если в одних случаях, телевидение поступало деликатно, предоставляя возможность аудитории послушать военные песни в привычном исполнении Марка Бернеса, Николая Крючкова, Дмитрия Хворостовского, то в других - смело шло на эксперимент, доверяя их "поколению младому, незнакомому". Незнакомому, в первую очередь, с хорошим вкусом и манерами.

Так, например, в рамках праздничного концерта на Первом канале девочковая группа "Тутси", кокетливо вихляя бедрами, столь слащаво исполнила "С чего начинается Родина?", что меня аж передёрнуло от отвращения. В отчётно-пафосном концерте на Красной площади, который транслировался в прямом эфире, вышел и что-то прошептал-прохрипел Гоша Куценко, я едва узнал знаменитую "Тёмную ночь". Было ещё немало подобных исполнителей, но я, пожалуй, воздержусь здесь от публичной оценки их творчества, потому, что выразить это печатно - невозможно.

Неужели нельзя было выступить в другой раз, по другому поводу и с другим репертуаром? Но, видимо, рейтинг был бы не тот. Фабрика-кухня должна печь телевизионный продукт, а начинка - дело десятое.

Я был в этот день у Большого театра, где встречались ветераны и слышал, как для них поёт Иосиф Кобзон (не приглашённый, кстати, на концерт на Красной площади). Можно по-разному относиться к депутату Кобзону, но нельзя было вместе с ним не петь "День Победы". Это было не для телевидения, это было по-настоящему. Искренне и выстрадано.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67