Еще 10 шагов в истории

От редакции. Во вторник, 17 ноября, в здании «Александр-Хаус» под эгидой Русского института и издательства «Европа» прошел круглый стол «Новая политическая стратегия Дмитрия Медведева», в рамках которого обсуждалось Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ и те новации, которое оно содержало, а также значение этих новаций для будущего России. Своим видением Послания с «Русским журналом» поделился заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ, политолог Леонид Поляков.

* * *

Послание президента Дмитрия Медведева 2009 года, в отличие от предыдущего послания – это совершенно новый текст. Нынешняя форма Послания – не откровение власти народу, по поводу которого все гадают и недоумевают, что же скажут власти, как то было с другими обращениями к Федеральному собранию. Ведь обычно подобный формат Посланий предполагал, что через три дня о сказанном переставали говорить и, в конце концов, забывали. Теперь же все иначе.

Послание президента Медведева на этот раз построено по принципу «vox populi» – то есть послание как глас народа, артикулированный президентом, избранным народом. Конечно, это существенная модернизация самой идеи, конституционной обязанности президента, каковой и является чтение Послания.

Квинтэссенцией Послания является модернизация, следовательно, ключевой вопрос – а что это такое? Разговоры про модернизацию в нашей стране ведутся десятилетиями. Поэтому и так важен становится вопрос, а как именно Медведев понимает модернизацию?

Его идея, как мне кажется, такова: необходимо придать России статус сверхдержавы. Но для того чтобы это сделать, нужно совершить то, чего раньше никогда не делалось. Как известно, раньше сверхдержава создавалась за счет модернизации «в условиях тоталитарного общества». Такова была, например, советская модернизация. Нынешняя модернизация должна быть осуществлена на основе демократических ценностей и институтов. Вот почему он называет нынешнюю Россию – "настоящей Россией". Причем это сознательно выбранное словосочетание. "Настоящая Россия" – это, с одной стороны, Россия сегодняшняя, современная, а, с другой – та Россия, которую чают создать. То есть та подлинная Россия, которую мы бы хотели иметь.

Если цель модернизации четко определена, то возникает иной вопрос, а как конструируется эта настоящая Россия? За счет того, что будут совершены какие-то технологические и экономические прорывы, прорывы в социальной сфере или в космосе? И «да», и «нет». Внешняя оболочка, внешние признаки сверхдержавы нового типа новой России таковы: модернизированная экономика, модернизированная технология, модернизированная социальная сфера, инфраструктура и так далее. Однако механизмом осуществления всех этих модернизаций выступает политическая система. А конечной целью любой модернизации является создание нового типа личности.

Подобное четкое структурирование самого дискурса о модернизации, который продемонстрировал Дмитрий Медведев, меня в высшей степени порадовало. Ведь если присутствует такая четкая артикуляция идей, значит, есть адекватное понимание того, что и как делать. Цель – это воспитание, создание новой личности, для которой жизнь в модернизированном обществе – это не конечная точка ее развития, а лишь один из шагов на пути к постоянному обновлению. Такое общество состоит из людей креативного типа.

Тогда возникает вопрос, какова природа этой креативности? С одной стороны, президент подробно рассказал о проекте «Наша новая школа», а, с другой – обновление постоянно генерируется политической системой. Очевидно, костная и неадекватная политическая система, не проводящая сигналы общества к власти и обратно, будет выступать тем, что во времена перестройки называлось «механизмом торможения».

В предыдущем послании были сформулированы десять шагов реформы политической системы, но это была реформа макрополитического уровня. Ею задавались глобальные правила игры для федеральной власти. Недавние выборы 11 октября показали, что на региональном и муниципальном уровне существуют колоссальные проблемы. И в новом послании сформулированы очередные 10 шагов серьезной реформы качества народного представительства на региональном уровне государственной власти и на уровне местного самоуправления.

Мне симпатизирует, что Медведев строит свое второе послание как логическое продолжение первого. Хотя первое зачитывалось в экстремальной ситуации. Ему предшествовало сразу два события. Август 2008 года, когда Медведеву пришлось продемонстрировать свою жесткость как лидера России (а России – свою жесткость как государства). С другой стороны, происходила смена власти в США, которая по сути дела означала смену внешнеполитического вектора развития Соединенных Штатов.

Подобная логика принципиально важна. Если политик не мечется в своих действиях, не реагирует на конъюнктуру в ущерб логике, это признак того, что у него есть долгосрочные цели, есть понимание того, какими ресурсами для реализации этих целей он обладает, какие условия нужно ввести, чтобы помочь ускорить эту реализацию. И это все я обнаружил во втором Послании.

Мне кажется, два адресата Послания были обозначены достаточно четко. Во-первых, правительство. Не случайно все регулярные обращения в первой части послания делались именно к правительству. Что касается технологической, экономической, социальной, инфраструктурной модернизации, то все это символизировало "пакет заданий для правительства".

Во-вторых, президент обращался к региональным властям. Страну, "настоящую Россию", каким бы сильным ни был импульс властей, одним усилием сверху не построить. Лишь барон Мюнхгаузен сам себя за волосы вытаскивал из болота. Если только представить себе, что некий федеральный уровень тянет всю остальную Россию куда-то вперед и вверх, а вся остальная Россия просто пассивно висит, а ее тянут, то очевидно, что весь проект является провальным.

И как всегда, самый последний вопрос, а получится ли? Я бы сказал так. Поскольку планируется не советская пятилетка, то, как мне кажется, получится. Уже накоплен потенциал нового поколения. Не того поколения «М», избранных двух миллионов, к которым обращался Ходорковский, а значительно более широкие слои. Президент понимает, что необходимость новой России или "настоящей России", которая более не живет за счет багажа прежних поколений, уже осознана новым поколением россиян, и они в силах реализовать пакет новаций.

Так что этот проект сейчас находится в стадии реализации. Банально звучит, но это зависит от нас на самом деле. В самой реализации важно, чтобы был четкий и ясный конкретный план. Не просто призыв – «Россия, вперед!», – а четкий и ясный конкретный план. Он существует, поэтому шансы на успешную реализацию этого проекта повышаются.

Если же говорить об идеологии Медведева, то в ее основе лежит понятие "модернизация". Это и есть ядро его идеологии, которая представляет собой набор неких принципов в их взаимосвязи, которые помогают политику объяснять весь мир вокруг, формулировать задачу и мобилизовать людей под ее выполнение. Идея модернизации – в высшей степени идеологична, она способна заражать массы, и выступать стимулом, постоянным движком в ходе реализации программы реформ.

Необходимо также отметить, что в прошлом послании довольно жесткие инвективы делались против бюрократии. В этом Послании, я их не обнаружил. И это не случайно. Бюрократия есть продукт определенных условий существования системы социального организма. Нынешняя бюрократия во многом унаследована нами от СССР. Тогда все решалось бюрократией. Она была всем и вся на всех этажах власти. Сам коммунистический/социалистический проект предполагал, что будет существовать класс, который проект этот реализует, и в мирное время этот класс поневоле превратился в бюрократию. В военное время он превращается в армию, а в мирное время – в бюрократию.

Если меняется тип социума, если меняются стоящие перед социумом задачи, принципы его развития, бюрократия, как функция начинает мутировать и меняться, превращаясь в управленцев, реализующих четко поставленные задачи. Понятно, что это идеальная картина. И вопрос может быть поставлен так: найдется ли кто-то, кто будет реально сопротивляться этой мутации?

В статье «Россия, вперед» президент Медведев открыто писал, что существуют влиятельные чиновники и ничего не делающие предприниматели, которые попытаются помешать осуществить проект модернизации страны. Но эффективность помех будет зависеть от того, насколько мы сами не будем адекватно реализовывать то, что ясно понято и проговорено в Послании. Если мы видим, что бюрократия по-прежнему выступает основным «механизмом торможения», что она тянет вниз, назад, не пускает, значит – претензии необходимо предъявлять к самим себе.

И еще очень важное, хоть и напоследок. Некоторые идеи высказанные президентом Дмитрием Медведевым кажутся несколько парадоксальными и как бы выпадающими из общего ряда рассуждений.

Например, идея о сокращении количества часовых поясов. Предложение заставляет улыбнуться, но в то же время, оно абсолютно серьезно. Вспомните, как он ввел тему эту? США показали, что можно быть большой страной при небольшом количестве часовых поясов. Следовательно, идея такова: при большом количестве поясов страна становится неуправляемой.

В прежние времена 11 часовых поясов были символом величия. Мы гордились тем, что Владивосток или Камчатка уже проснулась, а Калининград еще не ложился – мол, вот какие мы огромные. Но, с точки зрения управления, решения задач по модернизации и перехода к высокотехнологичной инновационной экономике значительно более важна временная связь всех российских пространств.

Хотелось бы, чтобы страна жила не по принципу, что где-то спят, а где-то еще не ложились. Нужно, чтобы мы действовали в общем ритме, насколько это возможно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67