"Два первых вице-премьера - это спецслужбистская разводка..."

Павел Данилин, член правления фонда "Институт развития"

Для начала - кадровые передвижения, осуществленные Владимиром Путиным в высшем руководстве не были неожиданными. Не зря еще полторы недели назад на встрече с премьер-министром президент обмолвился, что пока обсуждать кадровую перестановку рановато.

Очевидный сигнал о том, что эти перестановки будут осуществлены, был дан и в Мюнхенской речи. В результате кадровых изменений мы имеем ровно ту самую картину, о которой говорил Владимир Путин на пресс-конференции 1 февраля, - не будет преемников, будут кандидаты. Таким образом, очевидно, что это решение Владимира Путина имеет своей целью дальнейшее снятие напряжения во властных элитах. Президент дает сигнал: нет необходимости делать сейчас какие-то ставки. Надо заниматься обычной рутинной работой и думать не о преемнике, а о преемственности курса.

Если же смотреть на интригу с перестановками как на аппаратную меру, то наибольшую выгоду в истории с Ивановым, Сердюковым и Нарышкиным получает Михаил Фрадков. Не зря еще неделю назад я написал, что "уже в ближайшее время, в течение полутора лет, сбудется мечта нашего нынешнего премьер-министра и будет восстановлено Министерство внешнеэкономических связей. Этот орган будет заниматься продвижением интересов российских корпораций за рубежом, а также обеспечением российских экономических интересов в других странах".

Как результат мы имеем структуру по внешнеэкономическим связям под руководством Нарышкина. Пока не понятно, будет ли эта структура преобразована в ведомство, но, скорее всего, это произойдет. В итоге Фрадков снова усилился аппаратно. Растут ставки предприятий, ориентированных на внешнюю торговлю. А в Министерстве обороны будут наводить финансовую прозрачность. Что касается Сергея Иванова, то тут все очень запутано, и я не совсем пока понимаю, как рассматривать его "первовицепремьерство". То ли как повышение в связи с тем, что аппаратно это действительно так. То ли как понижение, поскольку потерять контроль над самым важным российским ведомством в тот момент, когда контроль уже полностью установлен и все идет очень хорошо, - это, кажется, проигрыш. С другой стороны, очевидно, что Сергей Иванов будет курировать Министерство обороны, равно как и весь ВПК. Более того, анонсировалось, что он также будет заниматься вопросами ряда гражданских отраслей. Можно с уверенностью предположить, что речь идет об автопроме, судостроительной промышленности и схожих производствах.

Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра "Панорама"

При современном состоянии Российской армии (ракеты не взлетают, самолеты и вертолеты падают, солдаты мрут от голода, холода, дедовщины, плохой медицины и издевательств пьяных командиров) отстранение, наконец, министра обороны от должности могло бы быть самым естественным событием.

Разумеется, не один Иванов виноват: все проблемы армии достались ему от многочисленных предшественников. Просто он ничего не сделал или не смог сделать для их устранения. Но большинство российских чиновников заставить работать можно только палкой. Если бы за небоеспособность армии ее начальников снимали и наказывали, тогда примерно после четвертого-пятого последовательно уволенного и наказанного (где-нибудь примерно с шестого-седьмого министра) в его ведомстве наконец начались бы улучшения. Чем раньше будет уволен и наказан первый министр в цепочке, тем ближе будет свет в конце туннеля.

Но, к сожалению, бездарного министра обороны, который умеет только улыбаться, уволили с повышением. Это создает главную предпосылку для того, чтобы следующий министр обороны тоже был плохим и нерадивым.

Назначение Иванова, который слывет одним из двух главных кандидатов в преемники, на пост первого вице-премьера на первый взгляд уравняло его шансы с шансами первого вице-премьера Дмитрия Медведева. К тому же Иванова освободили от тяжкой обузы в лице солдата Андрея Сычева (в широком смысле) и нелетающей ракеты "Булава".

Однако это уравнение очень небольших шансов: ни Медведев, ни Иванов реальными престолонаследниками не являются (причем Иванов, как человек чекистского менталитета, лучше знающий Путина, это даже понимает). Два первых вице-премьера в качестве постоянно обсуждаемых кандидатур - это спецслужбистская разводка, ложный объект (точнее, два ложных, отвлекающих внимание объекта). Преемник возникнет из второго или третьего эшелона, где-нибудь в декабре-январе, и окажется, возможно, такой же неожиданной фигурой, как бывший мебельный "олигарх" Анатолий Сердюков на посту министра обороны.

Назначение министром обороны именно Сердюкова - самое странное во всей операции. Вряд ли президент специально хотел плюнуть в душу своим генералам (это произошло само собой, как побочный эффект). Возможны два объяснения. Первое: чтобы все удивлялись и утверждались во мнении, что "президент у нас непростой". Второе: может быть, чаемый преемник-престолонаследник - это тесть г-на Сердюкова, давний приятель ВВП Виктор Зубков?

Превращение Алу Алханова в заместители министра юстиции - это, конечно, утешительный приз верному слуге, ни разу не изменявшему империи.

Однако повышение дважды изменника Рамзана Кадырова объяснить труднее. Как укрепление исполнительной вертикали соотносится с поощрением регионального чиновника, убивающего своих врагов в центре Москвы (например, полковника ФСБ Байсарова) и позволяющего своим непосредственным подчиненным устраивать набеги на богатые предприятия в Санкт-Петербурге? Может быть, национал-оранжисты правы и целью транснациональной нефтегазовой корпорации "Кремль" просто является полное разрушение российской государственности? Тогда следующим логичным шагом в "чеченизации" России (не в этнонациональном, а в социально-государственном смысле) является назначение Р.Кадырова преемником ВВП.

Но, может быть, это все-таки только начало какой-то мощной многоходовой комбинации и для избавления России от болезни под названием "кадыровщина" у Кремля есть какие-то заранее заготовленные лекарства (тротил, полоний, инфаркт)?

Леонид Бляхер, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Хабаровской государственной академии экономики и права

Требование элиты назвать преемника Президента слышится уже не один год. Тем не менее ответа на это требование нет и, скорее всего, не будет. Причина банальная. В условиях четкости и однозначности российских законов, связанных с преемственностью власти, назвать преемника - значит завершить политическую карьеру. Сети власти, а в современных российских условиях и экономические сети мгновенно переключаются на новую фигуру, как только возникает хоть какое-то сомнение в стабильности первой персоны. В такой ситуации В.В.Путин предпринимает единственно разумный ход: "назначает" несколько преемников, каждый из которых в принципе устраивает и президента, и его окружение.

Однако до недавнего времени "равенство" преемников было не полным. Проваленная армейская реформа, дедовщина, нерешенность материальных проблем офицеров - все это крайне негативно влияло на имидж первого вице-премьера. Д.Медведев, курирующий "национальные проекты" и социальные программы, оказывался в намного лучшем положении. Тем самым, набирая популярность, становился не вполне удобным для системы власти, сложившейся в последнее пятилетие.

Кадровые перестановки коренным образом изменили ситуацию на политическом Олимпе. Оборонная промышленность, которую, как предполагается, будет курировать новый вице-премьер, - одна из немногих сфер, где Россия по-прежнему мировой лидер. Более того, именно в этой сфере и возможны технические инновации. По сути, прославленная в работах футурологов "экономика знания" - это экономика ВПК. Иными словами, первый вице-премьер С.Иванов, в отличие от министра обороны С.Иванова, радикально улучшает свой образ в глазах населения в период перед ключевыми событиями 2008 года. Он теперь ассоциируется не с бездомными защитниками отечества и "делом Сычева", а с новейшими истребителями и бомбардировщиками, прорывными техническими разработками, выгодными контрактами с Индией и Китаем и т.д. Более того, новый министр обороны Анатолий Сердюков еще долго будет оставаться номинальной фигурой, сохраняя за С.Ивановым контроль над этим ключевым ведомством.

Шансы "кандидатов" уравнены, что дальше? Окончательная ли это конфигурация? Думается, что нет. Вспоминая ситуацию 2000 года, можно ожидать еще много неожиданных "кадровых перестановок". Другой вопрос, если они все же позволят избежать масштабной схватки за власть между разными "башнями Кремля", то все усилия будут оправданы. Ведь чем больше фактов "мирной" передачи власти в стране, тем больше устойчивость режима, тем больше сил будет тратиться на социально-экономическое развитие, а не на электоральные игрища и "кадровые перестановки".

Сергей Переслегин, научно-исследовательская группа "Конструирование будущего"

Смысл кадровых перестановок довольно очевиден. Повысили значение Иванова, увеличили количество областей, которыми он занимается. Пришлось найти ему какую-то замену, вряд ли эта замена надолго. Я имею в виду, что, судя по всему, это пока случайная замена. Вряд ли за этим что-то еще скрывается. Несомненно, конечно, что идет усиление Иванова, а тем самым ВПК. Но это было уже понятно после выступления Путина в Мюнхене.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67