Американское сало

Вся правда о "русских политтехнологах" на Украине

Все, что касается Украины, предельно мифологизировано. И само это "государство", и его "история" представляют собой низкопробную фальшивку. Не исключение и факты новейшей истории, и их интерпретации. Разоблачить все, что нагородили сонмы политиков и журналистов, в одной статье невозможно. Мне хотелось бы опровергнуть только один ходячий миф о роли российских и американских технологов в выборных процессах на Украине последних лет, а это заодно прольет свет и на истинные цели и образ мысли украинской элиты и развеет некоторые иллюзии.

О российских технологах

В начале мая 2004 года, за полгода до президентских выборов и знаменитого майдана, одна из многочисленных групп российских политических консультантов, осаждавших штаб Януковича, предложила этому штабу около пятидесяти различных проектов, связанных с президентской кампанией. Проекты были разными: одни были направлены на смену повестки дня выборов (потому что повестка "власть против оппозиции", которую нагревали официальные СМИ, работала против Януковича и на Ющенко), другие - на повышение рейтинга Януковича, третьи - на снижение рейтинга Ющенко и проч. Чтобы читатель мог судить о качестве этих проектов, представим только один из них, под названием "Американское сало".

Итак, название - "Американское сало".

Цели и задачипроекта - вызвать недовольство у населения Украины проникновением дешевых некачественных американских продуктов питания, а еще шире - вообще недовольство Америкой и всем американским, вызвать у предпринимателей страх перед демпинговыми ценами американцев, связать американскую экспансию в традиционные для Украины отрасли с кандидатурой Ющенко. Вызвать недоверие к Ющенко. Кроме того, дополнительный результат осуществления проекта - снижение эффективности рекламы Ющенко и провоцирование коммуникаций вокруг невыгодных Ющенко тем (американское прошлое его жены).

Краткое описание проекта: Некая фирма, желательно с Западной Украины, закупает в Америке, можно даже себе в убыток, огромную партию американской солонины и продает по совершенно бросовым ценам. Солонина сдается во все оптовые склады, распространяется по торговым сетям. Одновременно с очень большой плотностью по всем центральным телеканалам, по всем газетам и журналам начинается рекламная кампания. Ролик, например, может быть такого типа: за столом типичная украинская семья, можно, чтобы муж был чуть-чуть похож на Ющенко; жена разбирает покупки, муж берет банку солонины и интересуется, что это такое. Жена с глупой улыбкой, на украинской мове, начинает объяснять, что это американское сало, что оно гораздо вкуснее, чем наше, украинское, а самое главное - в четыре раза дешевле. Находящийся рядом ребенок-подросток тут же добавляет, что американское сало очень полезно, потому что в нем пониженное содержание холестерина. Дальше идет рекламный слоган, в котором должны быть обязательно слова "американское сало". Поскольку данное словосочетание является вирусом, оно мгновенно распространится не только по всем СМИ, но и возникнет в анекдотах, во всевозможных "народных логиках" (типа: "Надо же, сало американское на Украину придумали везти! Скоро все будет американское, не надо нам этого!"). Тему могут обыграть юмористы, кавеэнщики, эстрадные певцы, тему могут начать использовать украинские политики. Словосочетание станет метафорой американской экспансии (типа: "Американское сало попробовали - не понравилось, проамериканского президента даже пробовать не будем!"). Когда начнется рекламная кампания Ющенко, то перед каждым его телевизионным роликом или после каждого ролика можно ставить ролик про американское сало, то же самое в газетах и журналах - модули Ющенко и модули про американское сало должны помещаться рядом. Можно самим делать провокации - разбрасывать газеты Ющенко, в которые будут вложены цветные рекламки американского сала. Можно вытащить на экраны незадачливого директора фирмы, которая продает американское сало, и он скажет, что "всей своей жизнью голосует за Ющенко, и что на Западной Украине американское сало неплохо покупают, и что он лично планирует завезти американские вареники, галушки и буряки, американский борщ в банках после того, как Ющенко станет президентом". Можно проводить "промоакции" нового продукта. Например, мерчендайзеры могут стоять в магазинах и предлагать попробовать всем посетителям новый продукт, организаторы объявляют: кто придумает лучший слоган для рекламной кампании Ющенко, тому вручается ящик "американского сала". Одним словом, тема бездонная, можно придумать очень много акций, жалоб, исков в суды, обращений в комитеты по защите прав потребителей (например, по поводу того, что в американском сале обнаружен американский таракан), поводы можно находить каждый день в течение всей кампании, так что за три месяца возникнет отвращение ко всему американскому и проамериканскому.

Предполагаемый эффект. Словосочетание "американское сало" является вирусом

за счет парадоксальности терминов, вирус, даже если он вызывает неприятие, - даже в большей степени, если вызывает неприятие, - провоцирует коммуникацию и распространяется. Сало во всем мире - неофициальный символ Украины, подсознательная логика, которую мы закладываем в вирус: "как невозможно "американское сало", так невозможна и американская Украина". Если проект удастся реализовать в полном объеме в рамках общенационального масштаба, то у Ющенко не останется просто никаких шансов на победу.

Сроки проекта. Начинать осуществление нужно как можно раньше, потому что от этого зависит эффект. Вести проект до самого конца выборов, до тех пор, пока Ющенко представляет хоть какую-то силу.

Юридическое обеспечение проекта. 1. Нужно юридическое лицо на Западной Украине. 2. Беспрепятственное прохождение всех таможенных и иных процедур и барьеров, связанное с закупкой в Америке и реализацией в Украине нужного нам продукта. 3. Обеспечение лучших рекламных площадей во всех СМИ по низким ценам. 4. Текущее юридическое сопровождение, связанное с возможными акциями с участием комитетов по защите прав потребителей, с судами и т.д.

Кадровое обеспечение, штатное расписание и структура. Руководитель проекта - один человек. Коммерческая фирма с полным штатным персоналом - не менее десяти человек. Рекламная служба - пять человек. В зависимости от акций с использованием данного проекта могут привлекаться дополнительные люди (например, на разброску агитматериалов от имени Ющенко).

Материально-техническое обеспечение проекта. Требуются расходы на регистрацию фирмы, пополнение ее счетов; закупка и транспортировка продукта из Америки в объемах, существенных для рынка Украины; средства на рекламную кампанию во всех СМИ Украины; средства на "промоакции", дополнительные акции. Акцию имеет смысл начинать, если на нее будет выделено не менее 3 млн долларов, потому что в противном случае она может остаться незамеченной.

Механизмы контроля и отчетности. Бухгалтерская отчетность фирмы, которая занимается продажами сала. Сметы на каждое "промомероприятие". Фиксированный социологами и фокус-группами рост недоверия ко всему американскому. Падение рейтинга Ющенко. Появление неконтролируемых нами спонтанных публикаций на тему американского сала (индекс цитирования).

Ответ штаба Януковича

Как было сказано выше, таких проектов было представлено штук пятьдесят. Одни даже более креативные, чем этот, другие более скучные. Не реализован был ни один. И причины вовсе не те, о которых можно было бы подумать: "фантастичность", трудность контроля, отсутствие средств, боязнь, что Ющенко "докажет", что это придумали в штабе Януковича?

Нет, не в этом дело. Вот такими словами "послал" российских политтехнологов, предложивших этот и другие проекты, заместитель начальника штаба Януковича Сергей Ларин в мае 2004 года:

- А с чего вы решили, что "Америка - это плохо?" У нас в Украине хорошее отношение ко всему американскому. У нас все нормально, все отлично! Только одна проблема: вас, москалей, поменьше бы сюда к нам в штаб просилось, совсем бы хорошо было. Только что отправили отсюда подальше ваш этот, "Имидж-контакт". Сейчас вот Никонов приезжал от Евтушенкова... Ханов какой-то тут пасся... Белковский ходит... Марков какой-то ходит... Гельмана этого нам Медведчук навязал! Но и его мы скоро выгоним! Сейчас, вот вы пришли... Чего вам всем надо? Помочь нам хотите? Валите отсюда! Вот будет самая лучшая помощь! От грузинского варианта предостерегаете? Да что вы, кляты москали, понимаете в нашей украинской специфике? Тут это НЕВОЗМОЖНО. А еще профессионалами себя называете, такие глупости говорите... Ха-ха-ха. Революция!!! Какая революция? Юлька Тимошенко здесь на майдане поорет, дак она уже три года орет, а кто с ней свяжется, тот себе рейтинг подпортит. У нас сейчас главная задача - покрепче привязать Тимошенко к Ющенко, и тогда он больше 25% ни за что не получит! Что? У Януковича рейтинг маленький? Дак мы еще и кампанию не начали! Ющенко-то в любом случае выше своего потолка в 30% не наберет! А у нас потенциал! Восточная Украина по населению почти в 2 раза больше Западной. А на востоке Ющенко больше 5% не наберет. Ну, в центре может 20... Судимости Януковича? Ерунда. Мы с этого кампанию начнем! Чтоб слухов не было, сами все покажем, дело-то там яйца выеденного не стоит. Езжайте в свою Москву и не лезьте в нашу Украину!

Тем не менее названная группа надежд не оставляла, мало ли каково личное мнение одного из руководителей кампании! Но сам-то Янукович, он-то пророссийский политик! Поэтому эти политтехнологи пошли дальше - к Эдуарду Прутнику, ближайшему помощнику Януковича.

Ему говорили, что, по данным Министерства юстиции Украины, на 1 января 2004 года в стране было зарегистрировано 399 международных организаций, 421 благотворительная организация с международным статусом, 179 структурных ячеек неправительственных общественных организаций зарубежных государств. Сеть негосударственных организаций (НГО) на Украине развивается в первую очередь благодаря иностранной денежной помощи. За годы независимости Украины сложился активно действующий институт зарубежных доноров НГО. Бюджеты 90% НГО составляют от 50 до 300 тыс. долларов, тем не менее каждый десятый имеет 500 тыс. долларов и больше. Самыми крупными получателями являются Международный фонд "Возрождение" и институт "Открытое общество", подчиненные скандально известному американскому мультимиллионеру Джорджу Соросу. При этом гранты, на которые выделяются эти немалые средства, предоставляются под проекты, которые заказывает сама организация-донор. Ему говорили, что сетевая организация эффективнее пирамидальной и поэтому нужно не ставить на какую-то одну команду технологов, а запускать десятки и сотни модульных проектов. Надо не гнать политконсультанов, а, наоборот, всем дать работу! Пусть на аутсорсинге работают разные команды, не связанные со штабом напрямую, иначе ваш штаб будет лишен оперативности, ваш мозг и центр захлебнется от кучи сигналов, идущих снизу, вы будете парализованы и не только сами не сможете задавать тон в кампании, но и реагировать оперативно не сможете!

А Прутник отвечал весело (дело было в июне):

- Ничего, ребята, Ющенко уже достиг потолка!У нас сейчас одна проблема: как начать кампанию, как стартовать... А все остальное уже придумано! Эх, ребята! Сами понимаете, секрет, не могу вам рассказать, но мы уже тут такие фишки придумали! Это будет так весело! Так что езжайте к себе в Москву!

Российские консультанты возражали (дело было уже в июле):

- Вы только думаете, как начать кампанию, когда Ющенко уже два года не переставая ее ведет!!! Говорить про мифический административный ресурс Януковича просто смешно. Характерный пример. Самый непопулярный в Украине человек, П. Лазаренко, находящийся под судом в США, вдруг поддержал Януковича. Естественно, он сделал это по просьбе Ющенко и Тимошенко, чтобы подставить Януковича, который его всегда преследовал. Эту "поддержку" показали все СМИ, которые якобы подчинены власти и Януковичу. А когда им из штаба стали пенять, журналисты прикинулись чайниками: "А что мы не так сделали?". Абсолютно все информационные поводы Ющенко отражались всеми СМИ. Ну и что, что зачастую в негативном свете? Народ знал, что власть его негативно отражает, и негатив пропускал мимо ушей, зато (и это важнее!) люди видели , кто идет против "ненавистной власти", кого власть не любит и как много он делает, как активно выступает, как ничего не боится. Все СМИ Януковича называют Ющенко оппозицией . А ведь это правила игры, которые выгодны Ющенко!!!!! Ведь он и хотел подать себя как оппозицию, борющуюся с "надоевшей властью". Мы предлагаем поменять повестку дня . Не "власть и оппозиция". А "проамериканский кандидат или пророссийский кандидат". Или "Прозападенский кандидат или восточный кандидат" Или: "кандидат от спекулянтов или кандидат от промышленников". Любая из этих альтернатив была лучше, чем альтернатива "власти и оппозиции". Мы еще в марте предлагали вообще забыть фамилию Ющенко и не упоминать его, не критиковать, а забыть! И вместо него раскручивать другого соперника, более выгодного штабу. Показывать его, критиковать, чтобы все видели, кого власть боится... Можно было так все запутать на этом протестном фланге... Но вы сами все это время раскручивали Ющенко либо оправдывались, отвечали на все наезды, которые били по Януковичу. Нельзя тратить эфир на оправдания и пересказ их баек о нас, тем более правдоподобных...

Юрий Левенец (еще один высокий сотрудник штаба Януковича) в ответ разглагольствовал:

- Все равно во втором туре 15% голосов коммунистов отойдут к нам! Вы говорите, что коммунисты не наберут 15%? Много вы, москали, понимаете! Они всегда 15 набирают! Предлагаете сделать заявление о том, чтобы придать русскому языку государственный статус? Зачем ему государственный статус? Вы, москали, свои имперские замашки бросьте!

Вся украинская элита, в том числе и та, что работала на Януковича, уже была пропитана националистической антироссийской идеологией. Реально они не ощущали за собой особой "неющенковской правды". Правда на стороне Ющенко, а у нас только власть и деньги. Идеологического проекта, альтернативного галицко-волынскому, они не сформулировали и не хотели. Зачем? Они согласны с ним. Не Кучма ли издал под своим именем книгу "Почему Украина не Россия", где пересказывались самые нелепые антироссийские и, главное, антиисторические байки? Не Кучма ли постоянно одергивал Януковича, в прямом эфире во время кампании делал выговоры за плохую работу и ругал за решение Януковича придать государственный статус русскому языку? Не Кучма ли постоянно давал элитам сигнал, что он не с Януковичем, а значит, не надо в него вкладываться по полной? Духовно Кучма был с Ющенко, он лишь боялся, что после прихода к власти у него и его семьи не будет гарантий. Как объяснить начальникам штаба, что нужно вести антиамериканскую пропаганду и привязывать Ющенко через жену к американцам, если эти же начальники штаба сами обожают американцев и уверены, что на народ такая пропаганда не подействует?

Российские консультанты ходили из кабинета в кабинет. От одного руководителя к другому. Им не всегда говорили "Нет". Им иногда говорили "Да". Даже Кучма раз знакомился с предлагаемыми проектами и даже собственноручно поставил галочки напротив большинства. Те, кто работал на Украине, не важно, в бизнесе или политике, знает, что "да" в устах украинца ничего не значит. "Да" сказано, но после этого ровным счетом ничего не происходит.

Эта российская команда уехала несолоно хлебавши. В июле уехал и рекомендованный Медведчуком Марат Гельман, которому "донецкие" не доверяли.

Все! Никаких российских технологов в штабе Януковича не было, и быть не могло! Никто на заседания штаба из москалей не допускался!!! В конце кампании, уже к сентябрю, в штабе Януковича, правда, появились российские технологи (Т.Сергейцев, Д.Куликов и И.Валитов), но далеко не на уровне принятия решений, да и делать было что-то уже поздно, так что этим фактом участия россиян можно пренебречь).

Меня спросят: а как же всемогущий и вездесущий Павловский? Разве не он рулил всей Украиной? Увы. Придется разочаровать как врагов, так и поклонников Глеба Олеговича и процитировать его самого: "Российские политтехнологи были ограничены мандатом, который выдала украинская сторона". И это правда. Мандат самого Павловского, например, простирался только? на территорию России. Он приезжал раз в две недели в Киев, выслушивал басни штаба о том, как все хорошо, и записывал указания штаба Януковича. Там бы они хотели, например, сюжетец на канале "Россия", а тут у них, видите ли, запланирован такой-то информационный повод, и его надо бы осветить, А еще, говорили они, поработайте с нашей диаспорой в России. И так далее. Никакого отношения к происходящему на территории Украины Павловский и никто другой не имели.

Одним словом, украинская сторона действительно использовала Россию, Путина, политтехнологов, финансы олигархов строго дозированно и в рамках "мандата", чтобы, не дай бог, ничем не быть потом, после победы, хоть как-то России обязанной (а то, что победа в кармане, они до майдана не сомневались). Логика украинцев понятна. Не хотели делить будущую победу с Россией, с ненавистными москалями?

Не понятна логика наша. Зачем нам нужны были их мандаты? Если у нас есть интересы, почему мы не могли, не спрашивая никаких мандатов, как американцы, работать с их общественным мнением так, как считаем нужным в обход бюрократических структур и антирусских комплексов? Абсурд, но украинцы решали, чт о мы должны показывать по нашему телевидению!!! Почему наши "1 канал" и РТР ограничивались сюжетами, которые через Павловского заказывал их штаб? Почему мы сами не могли показывать фильмы про бандеровцев, рассказывать о репрессиях русских, когда Галиция была под Австрией? Почему мы не могли высмеивать самостийную идеологию и бесплодные надежды на Европу? Почему? Тут-то уж не Янукович виноват. Кто мешал поднять трубку и скомандовать?

Американцы тратили на Украину 150 млн баксов в год. Весь бюджет Ющенко был 300 млн баксов. А "Газпром" дал дисконт по долгам на сумму в 300 млн баксов и еще 1 млрд баксов Россия подарила Украине решением об НДС. Да на эти деньги русские политтехнологи могли бы не только Украину перевернуть, они бы обратно сделали революции в Грузии, Югославии, да еще бы Прибалтику к России присоединили! Кто говорит, что американцы богаче, поэтому против лома нет приема? Россия потратила больше, Янукович со спонсорами имели бюджет в два раза больше ющенковского. Россия должна извлечь уроки из этих поражений. Мы должны защищать не тех или иных лидеров, а свои интересы. Мы должны защищать их так, чтобы при любом раскладе быть в выигрыше, мы должны заставлять лидеров плясать под нашу дудку, а не сами плясать под их, как это было на Украине.

Вся кампания местных "украинских технологов" свелась к банальным щитам, концертам, обходу агитаторов и показу официозных мероприятий по ТВ. Вот это стратегия! Вот это креатив! Уровень местных консультантов не просто не профессиональный, это просто какая-то нечеловеческая тупость: "Выборы? Ну, надо, эта, как ее, щиты поставить! Во! И эти, как их... концерты. Во! Ну и все, кажется..." (Все, что они знали про выборы.)

Заглядывать в "яйцеголовые", "москальские" проекты было ниже их достоинства. Зато потом эти бараны, проигравшие все, винят московских консультантов, ни один из которых даже не присутствовал ни на одном заседании штаба!!! Винят консультантов, ни одним советом которых они не воспользовались!

На поклон к американцам

Не могли же, в самом деле, члены штаба и окружение Януковича обвинить в поражении себя! Конечно, они приняли активное участие в формировании мифа о "проигравших все российских консультантах", которые бессильны перед чудесными технологиями американцев, работавших на Ющенко и Тимошенко. Никому нет дела, что это Ющенко и Тимошенко работают на американцев, а не американцы на них. Ну, это мелкие детали?

На выборах в Верховную раду "Партия Регионов" потрясла всех своей продвинутостью: в штаб были наняты консультанты из США. Круто, блин! Наши хлопцы американцев себе нанимают! Большая украинская мечта! Сколько стоили Ринату Ахметову эти понты, наверное, навсегда останется загадкой, но явно эти услуги оказались дороже, чем все возможные гонорары, которые просили себе российские команды. Ходят разные слухи: от 2 до 20 миллионов долларов. Дороже эти услуги оказались еще и в другом смысле: участие американцев не столько помогло, сколько навредило Януковичу.

И здесь мы опять сталкиваемся с мифом о том, что, дескать, американцы, в отличие

от россиян, привели "Партию регионов" к победе на выборах в Верховную раду. Помилуйте, можно ли так безбожно врать!?

За время оранжевого правления случилось столько всего, что подкосило рейтинг оранжевых, что не победить на выборах в Верховную раду мог только абсолютный дурак! Скандальные отставки Зинченко и Порошенко. Хлебный, бензиновый и сахарный кризисы! Трехкратное падение темпов экономического роста, отставка Тимошенко, скандалы с сыном Ющенко! Газовая война?Чего только не было! И вот на фоне этого развала, хаоса и банкротства оранжевых "Партия Регионов", заметим, возглавляемая Януковичем, набирает ВСЕГО 32%! А ведь на президентских Янукович получил поддержку половины жителей Украины! То есть за все время, пока оранжевые обливали себя грязью, Янукович не нарастил потенциал, а потерял его!

Такой результат на выборах в Верховную раду был безусловным поражением Януковича.

Но все (и прежде всего окружение Януковича и американцы) предпочли говорить о победе. Поражение выгодно было представить как победу.

Что же делали "чудесные американские политтехнологи" для этой "победы"? Какой уникальный мегасуперсовременный креатив предложили?

Штаб Януковича нанял на работу Пола Манафорта, Филлипа Гриффина, Ричарда Дэйвиса, Рика Ахерна, Алекса Киселева, Брайна Крисиансена и Роберта Дола из фирмы "Дэйвис-Манафорт" (впрочем, Манафорт, как и большинство российских коллег, имеет несколько юридических адресов ("Дэвис, Манафорт и Фримен", "Дэвис, Манафорт и Стоун", "Блэк, Манафорт, Стоун и Келли").

Встреча Януковича с Манафортом случилась летом 2005 года в Карловых Варах, затем еще раз в Москве. После этого был уволен начальник штаба Януковича Василий Хара, а его место занял Василий Джарты, готовый исполнять указания американцев. Так что все разговоры о том, что "американцы ничего не решали и ничего не делали", придется оставить. Если уж начальника штаба сменили, то? это говорит о серьезных полномочиях, такие полномочия российским консультантам даже и не снились бы. Да и сам Борис Колесников, правая рука Януковича, утверждал в интервью "Украинской правде", что подбором команды по всем направлениям занимался лично Манафорт. Это же подтверждает и уволенный Василий Хара.

С приходом американцев резко сократилась сеть агитаторов, а те, что остались, были классифицированы по степени значимости. Одни имели право говорить что-то, другие -нет. Главный принцип: всегда и везде озвучивать определенные месседжи, повторять их по тысячу раз, не отклоняясь от курса. Я не буду цитировать Гитлера, который в "Майн Кампф" дает точно такие же советы пропагандистам. Я просто скажу, что как технология, как подход это каменный век пропаганды. Дело в том, что Гитлер имел дело с "массами" начала века, а мы, слава богу, дожили уже до века 21-го. Современная пропаганда делает акцент не на вдалбливании в голову одного тезиса тысячи раз, а в варьировании тезисов от аудитории к аудитории и на единичных (эксклюзивных) событиях. Вообще, чем более эксклюзивным будет месседж (или хотя бы иллюзорно эксклюзивным), тем выше его успех у реципиента. Тарас Черновол, выражая общее мнение, говорил потом со злостью, что предлагаемые технологии - чистейший популизм. К украинцам относились как к одинаковым и неразумным индейцам, которые должны были все записывать на автомате.

Другой важный момент: содержание тезисов. Оно иногда менялось, но как реакция на действия оппонентов. Тоже признак непрофессионализма. Если ты играешь белыми, задаешь тон в кампании, то это оппоненты должны менять свои тезисы и глотать пыль, реагировать. Если ты меняешь тезисы, то делай это "про-активно", но никак не в ответ на чьи-то действия.

Первоначально агитаторов вообще предлагали возить на двухэтажных автобусах, но это не выдержал даже Янукович и отказался без объяснений. Он интуитивно почувствовал фальшь всего мероприятия. А дело тут вот в чем: уже не одно десятилетие консалтинговые компании отмечают снижение эффективности прямой рекламы. Гуру рекламы Т.Райс даже книгу об этом написал. Люди, оказывается, стали умными. И не желают, чтобы ими манипулировали. Люди говорят: отстаньте от нас, мы сами все решим. Поэтому новые современные методы пропаганды делают максимально ненавязчивыми. Реклама должна быть максимально замаскирована, а не открыта. Эффективность сюжета в новостях или "продакт-плейсмент" в популярном фильме в тысячи раз выше, чем стандартного ролика. В России, например, продвинутые команды давно уже вместо простой навязчивой агитации используют так называемые формирующие опросы (агитация, замаскированная под соцопрос). А американцы предложили двухэтажные дорогущие автобусы! А еще можно было предложить прямо врываться в дом к агитируемым, складывать ноги на стол и агитировать под дулом пистолета? Чего с индейцами церемониться? Зачем тонкости?

Что касается кампании в СМИ, то и здесь прослеживается линия примитивизации всего и вся. Прутнику и Чабану (отвечавшим за СМИ в штабе Януковича) было рекомендовано вообще уйти из всех региональных СМИ, газет и каналов с их дурацкой местной спецификой. Все на общеукраинские каналы!

Заметьте, это в стране, где нет ни общей религии, ни общего языка, ни единых традиций, ни единой истории, где каждый регион отличается огромной спецификой! Да и партия-то называется "Партией регионов"! Никакая проблематика, реально волнующая людей на местах, этих ребят из штатов не интересовала! Работали с "абстрактным украинцем", которого не существует, и двигали такие же абстрактные лозунги, не могущие никого зажечь. Реклама работает с абстрактным согласием, пиар работает с конкретным конфликтом. Методы американцев были чисто рекламистскими, а не пиаровскими. А это не что иное, как неуважение и непрофессионализм.

Из арсенала старой рекламной школы и такая форма работы, как имиджмейкинг. Агитаторам советовали носить свитера и джинсы, строили в шеренги и просили выразить мимикой лица различные эмоции. Лидеров партии специально тренировали на реакцию: ставили в круг и заставляли бросать друг другу шарик с каким-нибудь словом. Контрагент должен передать шар другому с каким-то другим словом. Вот такие детские игры. Говорят, когда Николай Азаров прошел через эту процедуру, он выматерился. Солидный человек, министр, экономический мозг правительства, а в бирюльки должен играть! И он совершенно прав. Если мы посмотрим на национальных лидеров разных стран и эпох, то мы вряд ли сможем вывести какой-нибудь единый глянцевый образец. Среди харизматиков были и сухие, и кривые, и низкорослые, и косноязычные. Одеты тоже все были по-разному, жесты и мимику использовали разные. Один Сталин с его ростом, акцентом и кашей во рту чего стоит! И он, кстати, сильно отличался от коллег, также индивидуальных (от калеки Рузвельта, толстяка Черчилля, истерика Гитлера и проч.).

Главное, как давно уже поняли профессионалы, не внешний вид, а действия и слова-поступки. Да зачем далеко ходить? Возьмем украинский же пример. Ющенко избрали, несмотря на покрытое коростой лицо и несмотря на то, что он сын школьного учителя, всю жизнь затем просиживающий штаны в банках и министерских креслах. Тоже мне лидер нации! А вот Янукович, боец, нормальный мужик, даже бывший преступник, со стажем публичного политика, был всеми квалифицирован как "толстокожий бюрократ". А все потому, что "народность" Януковича была напрочь уничтожена и зашлифована всевозможными имиджмейкерами еще до американцев за предыдущие несколько лет. Но американцы вместо того, чтобы раскрепостить его, начали дрессировать с еще большим упорством. Они стали учить его "приемам раскрепощения". Например, поднимать вверх руки ладонями наружу во время выступления (обезъянничать, делать так же, как это делал Ющенко). Если человек скован, то давать ему какие-то "приемы", пусть это даже приемы раскрепощения, - это все равно что заливать огонь бензином! Да он только и будет думать о том, правильно или неправильно он выглядит, так ли все делает, следует ли инструкции! Януковича коротко подстригли, переодели и завалили всякими тезисами выступлений. Один из консультантов кампании, работавший с пресс-секретарем Януковича Анной Герман, вспоминал, что американцы, которые вообще плохо говорили по-русски, боялись, что Янукович "пустой", ему нечего сказать и он ляпнет какую-нибудь глупость. На самом же деле Янукович в личном общении великолепный собеседник, любит использовать яркие сочные слова. Его же заставили перейти на украиньску мову (хорошо, хоть не на английский!), которой он не владеет, и, естественно, ничего кроме смеха, особенно на Западенщине, он не вызывал. Конечно, даже лев, будучи брошен в воду, проиграет акуле. А вот что он с ней сделает на суше - другой вопрос! Но льва предпочитали держать в воде и заставляли бороться с акулами на их территории. Выходя из автобуса, вспоминают штабисты, Янукович вспоминал американские инструкции и тут же становился "кирпичом". Перед выступлением он уединялся, чтобы зазубрить выданные тезисы...

Вообще, внимание к имиджу лидера - типичная догма пирамидального подхода к организации управления, когда все зависит именно от лидера. Сами же американцы, только продвинутые, уже давно от этого отказались и используют проектные и сетевые методы, позволяющие всю работу делать за лидера. Так, например, она была сделана за размазню Ющенко, о котором слагали легенды другие люди. И как только они их слагать перестали, он просел.

Методы, применяемые американцами, вызывают у профессионалов только усмешку. Действительно, когда-то в России, в начале 90-х, помешанные на всем американском, политтехнологи брали их учебники и тоже учили кандидатов во время публичных выступлений поднимать руки ладонями наружу и завязывать красиво галстуки. Вся эта чушь испарилась уже к средине 90-х, когда стало понятно, что можно бросить анонимную листовку о том, что в городе будет строиться ядерный могильник, а потом самому же выступить против этого строительства, и твой рейтинг взлетит до небес. Пока соперник на психотренингах бросает мячики, можно собрать экологический митинг и выиграть выборы даже горбатому и одноглазому кандидату.

После того как российские консультанты прошли бурные "отмороженные" 90-е, с их беспредельным креативом в политических кампаниях, американские учебники были просто выброшены на помойку. Более того, россияне написали свои учебники (возьмите, например, книги "Уши машут ослом", "Практика против теории", "Охота на дракона", "Раздувай и властвуй" и многое другое), которые не только превосходят все мировые образцы книг по политическому консультированию, но и просто читаются интересней.

Многие политконсультанты в России обслуживают власть, итог их работы впечатляет: не только рейтинг российского президента один из самых высоких рейтингов глав государств в мире, но так же велико и доверие практически ко всем губернаторам. А вот те консультанты и идеологи, которые продолжают ориентироваться на американцев и сегодня обслуживают российскую оппозицию, проиграли все, что могли, и низвели эту оппозицию до уровня всероссийских клоунов.

И не надо басен про то, что рейтинг Каспарова, Немцова или Гайдара низок, потому что "их не пускают в СМИ". Можно подумать, российский избиратель заранее не знает, что они скажут! Можно подумать, у них не было десяти лет, чтобы сказать, все, что они хотели! Можно подумать, что, если они выступят, их рейтинг взлетит до небес! Скорее, избиратели их растерзают. Чубайс, например, это понимает и предпочитает мудро лишний раз сам о себе не напоминать, прикинулся ветошью и не отсвечивает.

Как должны были действовать настоящие профессионалы, если бы они работали на Януковича?

Во-первых, надо начинать с идеологии, с ломки чудовищного заблуждения "донецких", что экономика первична. Недостаточно трясти экономическими мускулами и за коньяком с толстопузыми и краснорожими тузами решать, кто и как проголосует. Надо работать с массовым сознанием и не думать, что бабушки сами по команде проголосуют "как надо", потому что им, например, прибавили пенсию. Бабушка не догадается, кто ей прибавил, да если и догадается, то это еще ничего не значит... Один фальшивый репортаж Ющенко о "голодоморе, устроенном русскими" способен напрочь выбить у нее все иные мысли, кроме как желание отомстить этим русским и тем, кто за них выступает. Величайшее заблуждение "донецких" состоит и в том, что при формировании идеологии надо подыгрывать народу. На самом деле надо формировать мнение народа, как это уже десятилетия делают американцы и делают оранжевые. Оранжевые с помощью СМИ насаждают свою идеологию, увеличивают свой электорат. А Янукович с помощью социологии фиксирует эти изменения и подстраивается под них. Поэтому он всегда будет глотать пыль за другими, он вынужден заигрывать с оранжевыми, он вторичен, он не приобретает новых избирателей и постоянно теряет своих.

Где идеологический проект, который противопоставлен галицийскому и американскому? Его нет. Противопоставлен значит именно противопоставлен. Не просто отличается от него умеренностью, компромиссностью (дескать, они за НАТО, а мы за референдум по НАТО, они против русского языка, а мы за ограниченное введение, они против России, а мы за сотрудничество и т.д.). Это мямление и безъяйцевость ничего, кроме презрения, у избирателя вызвать не может. Избиратель хочет первый сорт, а бело-голубые - это просто оранжевые второго сорта! Недостатка в предложении такой идеологии нет. Взять, например, статьи видного регионала Юрия Болдырева. Или еще более радикальный вариант: если книгу Сергея Родина "Отрекаясь от русского имени", издать 20-миллионным тиражом и занести в каждую семью на Украине, там случится революция и оранжевых не будет не только в ближайшие сто лет, а в принципе. Это может стать самым значительным событием в истории Украины со времен Переславской рады!

Во-вторых, идеологический проект должен доноситься нестандартными креативными проектами, а не тупорылыми щитами и календариками с концертами. Противники - мастера провокаций (вспомним Тузлу, возьмем историю с отравлением Ющенко или дело Гонгадзе, вспомним "газовую войну"). Все это рискованные, но действенные информационные бомбы. Покажите хоть одно событие, равное им по взрывной силе и работающее на "Партию регионов"? Нет такого.

В-третьих, надо отказаться от старых методов пирамидального управления, а перейти на методы проектные, сетевые. В штабе Януковича как царила чудовищная бюрократия, так и царит.

В-четвертых, надо нападать, а не защищаться. Надо преимущественно работать в Киеве и на Западенщине, ломая там все, что можно, и путая все, что нельзя сломать. Именно так поступают западенцы на востоке. Они не заигрывают там с темой русского языка и продолжают говорить по-украински. А Янукович засел в восточном гетто, а когда едет на запад - боится там всех обидеть и смешит наскоро выученной мовой.

Хваленые американцы ничего этого не предложили. Да и не могли предложить.

Разочарование

Начиная с октября-ноября 2004 года рейтинг Януковича только падал, несмотря на все дрязги оранжевых и их провалы. И закономерно, что на внеочередных выборах в раду результат его и его партии (в абсолютных числах и мандатах) стал меньше, чем был еще в 2006 году.

Когда провал на выборах стал очевиден, за месяц до финиша, Янукович принял решение выгнать американских политических консультантов. Срочно была реанимирована тема референдума по русскому языку... Но было уже поздно.

Видный деятель "Партии регионов" Юрий Болдырев откровенно заявил: "Главные консультанты "Партии регионов" Пол Манафорт и его компания хоть и получают деньги от партии за свою работу, но, естественно, идеологически они обслуживают американскую администрацию, которая, так же как и евроструктуры, ставит перед собою цель - достижение "мира и дружбы" между "оранжевыми" и "сине-белыми". Деятели "Партии регионов" постоянно произносят одно и то же заклинание о том, что нужно объединить страну, на протяжении вот уже трех лет. И именно под эту идеологию была подстроена кампания "Партии регионов"... Многие люди, которые голосовали за "Партию регионов" в прошлый раз, теперь воспринимали подобные заклинания как предательство своих интересов", - заявил Болдырев в интервью изданию "Русская линия".

"Избрали, прежде всего, неверную стратегию и во многом неверную тактику... В том, что стратегия "Партии регионов" была неверна, сегодня согласны все. Результат налицо... Бело-синие выступили с инициативой о проведении референдума по статусу русского языка только после того, как стало очевидно, что рейтинг "Партии регионов" угрожающе уменьшился... Вытащили из нафталина лозунг о статусе русского языка только на самом финише избирательной кампании, когда уже социологические прогнозы показывали, что мы проседаем, что наш рейтинг вместо того, чтобы расти, начинает уменьшаться... Весной 2007 года "Партия регионов" дважды голосовала за проведение учений НАТО 2007 года, в отличие от коммунистов. Фактически пропаганда наших противников против нас сводилась к тому, что "Партия регионов" обманула чаяния народа. И эта пропаганда в значительной мере повлияла на нашего избирателя. Наш избиратель перетек к коммунистам. Если в прошлый раз они имели 21 мандат, то в этот - уже 27, получив почти треть новых мест в раде. В то же время "Партия регионов" имела 186 мандатов, а сейчас будет иметь 174, то есть потеряла 12 мандатов". Болдырев пояснил, что американские технологи разделились на две команды: одна продолжала работать на "Партию регионов", другая - на "Нашу Украину". Их решение заключалось в том, чтобы не вести агрессивную кампанию по отношению друг к другу.

Какую же тактику регионалы, выгнав американцев, избрали взамен? Регионалы ничего не забыли и ничему не научились?

"Партия регионов" копирует сейчас все наши действия в 2004 году. Это я говорю как человек, имевший отношение к "оранжевой революции", - заявил на пресс-конференции в Киеве заместитель главы БЮТ Николай Томенко. А РБК-daily в материале "Позднее прозрение" пишет, что руководители "Партии регионов", "кажется, собрали в себе анекдотические черты советской областной номенклатуры. Громоздкие и басистые, они зачастую косноязычны, редко имеют собственную позицию и привыкли прятать голову в песок. Хотя политическая жизнь Украины сплошь и рядом являет примеры победы духа над кошельком, они уверены в магической силе тайных сделок с конкурентами, а потом обижаются, что эти сделки не работают". По информации РБК-daily, как раз накануне выборов один из таких "гешефтов" лопнул: секретариат Ющенко, с которым регионалы договаривались о широкой коалиции после выборов, тянул до последнего, а затем отказался от переговоров".

Теперь один из спикеров "Партии регионов" Анна Герман вспоминает, что Манафорт не появлялся в штабе партии с начала предвыборной кампании. "Людей, которые не знают нашей специфики, которые неизвестно на чьей стороне работают, на нашей или противников, мне трудно представить добросовестными и преданными", - добавляет другой видный регионал Василий Хара. Однако именно об этом "донецких" не раз предупреждали партнеры по правящей коалиции.

Мало того, из открытых источников каждый мог узнать, что Манафорт уже двадцать пять лет связан с Республиканской партией США, которая прямо поддерживает "оранжевых". И каждый может узнать, что в 1996 году клиент Пола Манафорта Боб Доул потерпел поражение на президентских выборах. То есть американцы-республиканцы, поддерживая Ющенко, подсунули его конкуренту третьесортного, уже списанного ими самими "профессионала". Лучшая рекомендация Манафорту звучит и из уст врага Януковича: "Пол - высокопрофессиональный политтехнолог" - говорит помощник Юлии Тимошенко Виктор Уколов. То-то победившая Тимошенко предпочитает брать на работу самого Уколова, а не "высокопрофессионального" Манафорта!

Интересно, что теперь будут делать Янукович и его штабисты, наевшись досыта третьесортного американского сала?

На фото: Ахметов и Манафорт на ланче у Пинчука в Давосе

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67