Подземный переход. Олег Кашин

Когда в нулевые, уже при Боосе, два корпуса нового торгового центра, стоящие по разные стороны неширокой улицы, соединили подземным коридором, это была сенсация, потому что в городе появился полноценный подземный переход. Его даже можно был назвать первым в городе подземным переходом, потому что хоть он и принадежал торговому центру, но ведь по нему, по крайней мере, стали ходить люди.

А формально он был вторым. Первый к тому времени существовал уже лет, наверное, двадцать пять - единственный в Калининграде подземный переход, помеченный соответствующим дорожным знаком и даже столбиками с неоновыми, теоретически светящимися буквами - "Переход". Его, в общем, тоже не должно было быть. Вечная городская легенда о гигантских кенигсбергских подземельях вряд ли была правдива, но чиновники, когда я их об этом спрашивал (а начальник ГАИ как раз постоянно повторял - нужны подземные переходы, нужны подземные переходы), говорили, что расположение довоенных подземных коммуникаций никому не известно, копать нельзя, поэтому переходов не будет.

Но его все-таки вырыли, потому что было именно "надо", буквально политический вопрос. Строили высотное здание для обкома партии (а также для горкома, горисполкома и облисполкома). Небоскреб одним из фасадов должен был выходить на главную улицу города, а поскольку это самый-самый центр, то логично было предположить, что половина чиновников будет ехать с работы на север, а другая половина - на юг. То есть автобусные и трамвайные остановки нужны по обе стороны проспекта, и между ними нужен переход.

Переход выкопали, небоскреб построили, но пока строили, значение слова "надо" (это было что-то около 1990 года) несколько снизилось, причем для всех. А Калининград, помимо прочего, от остальных наших городов отличается тем, что областная власть в нем сидит не в советском дворце на площади с памятником Ленину, а в старинном немецком доме на тихой красивой улице. И переселяться оттуда в новую высотку они не захотели. Здание так и не приняли, и много лет подряд оно ветшало, попутно меняя владельцев (так до сих пор и стоит пустой небоскреб), и трамвайных остановок ни по ту, ни по другую сторону проспекта так и не появилось. Остался только переход, соединяющий пустой небоскреб и нежилой участок проспекта. Я смотрю на фотографию и гадаю - чего стоило фотографу загнать в переход эту семью с коляской. По своей воле люди туда не спускаются.

На фото: Подземный переход в г. Калининград

Олег Кашин – обозреватель газеты «Коммерсантъ» (Москва). Фото: Дмитрий Трунов (Калининград).

       
Print version Распечатать


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67