Осенью в Южной Богемии. Мадригалы в старой ратуше

Табор – маленький чешский город, менее 40 тыс. жителей. Он значительно менее популярен среди туристов, чем Крумлов или Кутна Гора, а осенью здесь совсем тихо. Но здесь бывают замечательные культурные события. 22 сентября один из двух своих осенних концертов здесь дал выдающийся чешский вокальный ансамбль Collegium 419, которым руководит Ченек Свобода (Čeněk Svoboda). Это необычайно трогательное событие, великолепный ансамбль выступает перед сорока местными жителями в готическом зале старой ратуши на площади Яна Жижки.

Пели 12 композиций, из них шесть – Монтеверди, а также по одной композиции Филиппа Вердело, Джованни Габриэли, Орландо Лассо и др. Эти великие симфонисты конца XVI - первой половины XVII вв. совершили революцию, перейдя от хорового пения а капелла к более сложным вокальным конструкциям, и оказались у истоков европейской оперы. Жизнь их пришлась на исторические десятилетия появления той Европы, которую мы знаем, как современную – от Ренессанса и Реформации через Контрреформацию и инквизицию – к Тридцатилетней войне и новой Европе «Вестфальского мира». Опекаемые самыми просвещенными и пышными княжескими дворами Европы, эти великие музыканты жили после решений Тридентского собора, на котором решался вопрос о том, какой должна быть месса (не слишком полифонически избыточной, музыка не должна препятствовать пониманию текста). Мадригалы, пронизанные духом католической Контрреформации, достаточно строги, исповедальны, в них нет избытка орнаментальности. И в то же время в них сохраняется и смелость.

Ченек Свобода прекрасно подобрал программу, чтобы показать всю специфику музыки того европейского музыкального поколения, которая оказалась в пространстве между Ренессансом и барокко.

Ченек Свобода (род. В 1978 году) в Либерце (Северная Чехия), в здешней гимназии начал заниматься музыкой в вокальной студии. В 1994 году основал свой первый вокальный квартет. Затем учился в Праге на педагогическом факультете Карлова Университета и получил известность после выступления в 2005 году на чешском певческом фестивале Sbormistr Junior. В 2004 году он возглавил вокальный ансамбль Collegium 419 (он был создан в 1999 году).

В 2006 году этот ансамбль записал диск с чешской рождественской мессой. Основная часть диска – произведения Франтишека Книже (František Max Kníže, 1784–1840), в 2008 – диск с Монтеверди и Бахом, а в 2009-м - реквием на смерть императрицы Марии II Officium Defunctorum, написанный выдающимся испанским композитором Томасом Луисом де Виктория.

Второй осенний концерт Collegium 419 дает в Праге вот здесь: Kostel sv. Martina ve zdi, Praha. Если вы окажетесь там 1 ноября, то не пожалеете, побывав на этом концерте.

Концерты музыки XVII столетия хорошо слушать именно в этих богемских землях, откуда началась Тридцатилетняя война (1618-1648). Пока она шла, Монтеверди 30 лет руководил капеллой собора Св.Марка в Венеции. Он умер за пять лет до ее окончания. А Джиованни Санчес (которого также исполняет Collegium 419) стал самым высокооплачиваемым певцом венской императорской капеллы за 8 лет до окончания войны, а после заключения мира еще двадцать лет руководил капеллой. Война и музыка создали новый объединенный порядок в Европе в середине семнадцатого века. Это лучше всего чувствуется именно здесь – в Таборе или Праге.

       
Print version Распечатать


© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67