Десуверенизация государств, международное участие сильных мира сего как государств-протекторов для стран-банкротов – новый сюжет в проблемном поле международного права, не имеющий еще разрешения на уровне общепризнанных договоренностей.
Доверие к авторитарным лидерам по всему миру основано на том, что некоторые из них оказывались вполне компетентными, как например Ли Куан Ю в Сингапуре. Но при этом деятельность других нанесла огромный ущерб их странам, поставив на грань национальной катастрофы.
Распад украинской государственности сегодня происходит настолько стремительно, что даже авторитарное правление скоро запоздает.
Рассмотрение десуверенизации как позитивного процесса – это мейнстрим европейской общественной мысли.
Если силы безопасности потеряют доверие к президенту или увидят его неспособность управлять событиями, они вполне могут взять контроль в свои руки. Неспособность Ющенко сформировать сильные институты и механизмы делают подобный сценарий вполне вероятным.
Украина сегодня являет собой антирекламу демократического процесса. И в этом качестве Украина служит укреплению авторитарных тенденций на пространстве СНГ. Теперь всегда можно сказать: желаете демократии – полюбуйтесь на происходящее в Киеве.
Если говорить о том, кто может стать диктатором на Украине, конечно, это Юлия Владимировна Тимошенко. Большинство экспертов и политиков смотрят на нее как на кандидата номер один по установлению авторитарного режима в Украине.
Единственно возможный для Украины путь – искать сотрудничества со всеми странами, которые предлагают реальные проекты.
Выбор Украины делается не между неуправляемым кризисом и стабилизационной политикой, а между закреплением за Украиной статуса индустриальной периферии и политикой новой индустриализции, которая позволила бы реализовать технологический потенциал индустриального базиса.
Россия и США могли бы говорить о какой-то общей ответственности. Но я не уверен, что такой разговор может состояться в течение ближайших недель.
Реальность сегодняшнего дня заключается в том, что заново воссоздавать государство как институт будет очень и очень сложно даже в тех случаях, когда имеется международный консенсус по этому поводу.
Десуверенизация – и в качестве инициативы сверху по отказу государства от своих суверенных прав, и как стихийный, неуправляемый процесс снизу – приобретает в соседних с Россией государствах довольно внушительные масштабы.