Я всегда спрашиваю себя, что для меня важнее – иметь перед собой такую фигуру, как Сталин, в качестве предмета обожания, или видеть, как моих знакомых арестовывают одного за другим, и самому ночью ждать стука в дверь? Это несравнимые ощущения.
Правда никогда не нравится людям. Они предпочитают исторические сказки, к которым привыкли за советский период, да и, что греха таить, за период досоветской истории.
Мы проигрываем Западу информационную войну по оценке собственной истории. Похоже, исключительно потому, что наши гуманитарии не умеют или ленятся работать с источниками, хотя и знают такую науку, как источниковедение.
Отмыть Отечественную войну русского народа можно только пересмотрев Большую Мифологию ВОВ. И в первую очередь должны быть расследованы преступления, совершенные в годы войны, против собственного народа.
Память о величайшем подвиге – не место для утверждений оригинальности исторических интерпретаций. Вопрос о Победе в Великой Войне – это вопрос о месте и роли России не только в ХХ веке, но и в XXI.
Обращаться к вопросу о роли Сталина в нашей истории как к самому актуальному, забыв о довольно острых проблемах, которые стоят перед Россией сейчас, нет никаких оснований. Или все же они есть?
В школьных хрестоматиях Германии приводятся подлинные документы из истории "Третьего рейха", и детям представляют возможность самим во всем разобраться. Если бы это было сделано и в России, многие молодые люди могли бы избежать ошибочных представлений.
Да, Сталин – палач. Но при этом он – и верховный главнокомандующий той самой Красной Армии, которая разгромила гитлеровцев и спасла Россию, Европу, да и весь мир от заразы гораздо более страшной, чем коммунизм.
Нынешняя дискуссия о Сталине в очень многих моментах рифмуется с аналогичными дискуссиями конца 1980-х годов. Практического смысла в этой дискуссии особо никакого нет, она едва ли спровоцирует ресталинизацию российской политики или, наоборот, приведет к ее десталинизации.
"Сталин" в сознании подавляющего большинства населения является синонимом сильного, решительного руководства, способного на меры, быстро меняющие "курс страны" и "жизнь" населения.
Победа русского и союзных ему народов произошла благодаря тому, что безбожная тоталитарная власть, исходя из целей своего выживания, обратилась к традиционным православным смыслам бытия России. Эти православные смыслы и есть оружие Победы!
Великую Отечественную войну выиграл наш народ, не Сталин и даже не военачальники при всей важности того, чем они занимались.
Тоталитаризм придал государству ту прочность, которая позволила выдержать самые катастрофические военные поражения, тогда как в Первой мировой войне царская Россия рухнула после куда менее тяжелых поражений.
Руководитель всегда несет ответственность за принятые им решения, отсюда, как правило, всю победу приписывают генералам, а на самом деле победа всегда достается усилиями солдат. Именно советские солдаты сохранили самостоятельность и независимость страны, принесли ту победу, которую мы празднуем 9 мая.
При абсолютном крушении всей советской идеологической системы остается одинокая скала – победа советского народа в Великой Отечественной войне. В этой ситуации Сталин оказывается пограничной фигурой.
Сталин интересен как редкий для нас прецедент отца-основателя. Примечательно, что при этом Сталин выступает мужским эквивалентом фигуры Родины-матери, реанимируя мифологические коды, связанные с этим образом.
Неприятная релятивизация ценности Великой Победы, по большому счету, является лишь одним из бесконечных симптомов общей постмодерной ситуации, где любые ценности ставятся под вопрос, будь то "фашистские" или "антифашистские".
Воевали не за Родину и не за Сталина, просто выхода не было: впереди немцы, а сзади СМЕРШ. Ну и непреодолимое внутреннее ощущение, что так надо.
Нынешняя активизация дебатов – это активизация не дебатов, а антисталинских истерик, ибо коррумпированная бюрократия и демшиза равно осознали описанную мною актуализацию Сталина – и испугались.
Мы должны понимать и принимать тот факт, что Сталин, в конце концов, – это руководитель страны, которая победила фашизм. Если Советскую Россию Бог замыслил, то он, видимо, ее замыслил, чтобы она победила немецкий фашизм.
Нельзя говорить, что Сталин и ГУЛАГ – это одно, а Сталин и Победа – это другое. Победа – это одно, а Сталин – это другое. Праздновать День победы и чествовать при этом Сталина, значит оскорблять память не только жертв сталинского режима, но и фронтовиков, погибших и искалеченных.
Наша гуманитарная интеллигенция уже который год не может "выдать на гора" ничего, кроме безответственных суждений о войне и огульной критики советского прошлого. Гуманитарии не сделали своей работы по осмыслению истории.
Историки до сих пор спорят о количестве военнослужащих Красной Армии, находившихся в Брестской крепости к утру 22 июня 1941 года. 30 июня в дымящихся руинах немцы нашли около 2000 убитых красноармейцев.
Людям, возмущающимся торжественными шествиями бывших эсэсовцев в Прибалтике и на Львовщине, следует помнить, что этим неприятным зрелищем они обязаны не только временам Ельцина и Горбачева, но так же и эпохе Сталина.
Любые попытки административным образом запретить пересмотр итогов Великой Отечественной не спасут нашей победы. Ее значение можно только вновь и вновь утверждать на каждом новом историческом этапе.
Мы про Сталинград все знаем! И в мире про него океан фильмов. Французы, немцы, американцы, – все снимали про Сталинград. Зачем нам еще? Вы можете себе представить, зачем?!
Законы о запрете отрицания тех или иных исторических фактов полностью лишают историю статуса науки и низводят ее на роль служанки политики. Ведь историческую истину нельзя искать в суде.
Экзерцисы экзальтированных коммунистов, которые все еще не остыли от азарта октября 1917 года, можно было бы принимать во внимание, если бы не одно, но очень весомое "НО". "Раскрашенный Штирлиц" разделил российское общество на две части – модернистов и традиционалистов.