Выборы в режиме строгой законности?

От редакции. Нынешние выборы на Украине – игра с нулевой суммой – выигрывает один кандидат, еще несколько ведущих – проигрывают. Особенно это касается лидера Партии регионов Виктора Януковича, президента Украины Виктора Ющенко и лидера блока своего имени и одновременно премьер-министра страны Юлии Тимошенко. Стороны настолько углубились в поиск компромата друг на друга и взаимные оскорбления, что не готовы сотрудничать даже после выборов. Проблема в том, что Украина продолжает оставаться расколотой – как в идеологическом, так и властном отношении. Если Центр и Запад преимущественно под контролем «посторанжевых» кандидатов, то Восток и Юг – вотчина «регионалов». У каждого из них найдутся веские аргументы, чтобы поспорить о законности выборов, в случае если итоги их не устроят. В таком случае уже сейчас полезно бы знать, есть ли в украинском законодательстве лазейки, загодя делающие выборы нелегитимными или позволяющие совершать масштабные фальсификации? О том, как и кто может опротестовать итоги выборов и не разойдутся ли стороны миром мы поговорили с Первым заместителем Председателя Верховной Рады Украины Александром Лавриновичем.

***

РЖ: Существуют ли пробелы в законодательстве, позволяющие опротестовать результаты выборов и спровоцировать второй Майдан?

Александр Лавринович: Если говорить о неурегулированных правоотношениях, то таких нет. Есть установленное законом право обжалования решений участковых комиссий. Можно обратиться в суд, и если он установит, что были очень серьезные нарушения, то суд может признать голосование на этом участке недействительным. Есть право на обжалование решения суда или протокола Центральной избирательной комиссии в Высшем административном суде Украины. Есть право отменить решение комиссии в суде, если протокол не соответствует реальному положению вещей. Но это никоим образом не дает возможности говорить, что что-то не урегулировано или, что нормативные положения могут вызывать недовольства или быть причиной протестов.

РЖ: Ранее большие вопросы вызывал закон о выборах, который был разработан и принят совместно представителями фракций Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). Президент Ющенко предложил свою редакцию закона. Содержит ли она принципиально новые положения?

А.Л.: Президент после решения Конституционного суда о признании неконституционными пяти положений закона о выборах, которые никак не влияют на предвыборный процесс, направил свой проект закона, который был поддержан в первом чтении минимальным числом депутатов – 227 (фракциями «Нашей Украины» и БЮТ). Сейчас этот проект подготовлен ко второму чтению. Возможно, он будет рассматриваться на следующей неделе [1]. Надежда на то, что он будет принят – небольшая. Поэтому я бы не уделял этому много внимания.

Избирательная кампания идет сейчас согласно принятому ранее Верховной Радой закону о выборах без учета действия пяти положений, отвергнутых Конституционным судом. Это решение КС существенно не повлияло на предвыборный процесс, хотя с моей точки зрения несколько ухудшило ситуацию. Теперь за границей могут голосовать все граждане Украины, невзирая на то, в какой стране и сколько раз они проголосовали – не будет обязательным консульский учет. Можно из любой области Украины въехать в другую область, чтобы работать в избирательной комиссии. Также нет ограничений по сроку для рассмотрения судом жалоб, которые подаются на решения избирательных комиссий.

РЖ: Может ли это привести к масштабным фальсификациям с голосами за рубежом?

А.Л.: Нет, потому что влияние этого фактора на исход выборов – в пределах 0,1%-0,2% избирателей от общего числа тех, кто будет принимать участие в голосовании.

РЖ: Могут ли, по действующему закону о выборах, в день выборов вноситься изменения в списки избирателей? В чем здесь существует угроза законности?

А.Л.: В день голосования участковая избирательная комиссии имеет право по заявлениям граждан изменять списки избирателей. Это разрешается делать как по решению избирательных комиссий, так и по решению суда. Президент предлагал, чтобы в день голосования изменения в списки не вносились. На этих выборах у нас будет в некотором роде экспериментальное голосование, потому что первичные списки сформировались не по данным МВД, а по данным Госреестра избирателей, который представляет собой статичную базу данных без обновления и уточнения в режиме реального времени (по сравнению с данными МВД, сейчас его качество существенно ниже). Поэтому нужно уточнять списки избирателей.

РЖ: В процессе возможной законной отмены результатов выборов ключевую роль играют суды. Как Вы оцениваете степень объективности судебной системы Украины и, в частности, Верховного суда?

А.Л.: К результатам выборов имеют непосредственное отношение апелляционные административные суды и Высший Административный суд Украины (первой и последней инстанции, которая рассматривает вопрос об обжаловании протоколов Центральной избирательной комиссии Украины, оглашающей результаты выборов).

Судебная система в целом – очень больна. Система административных судов – не исключение, поэтому я не могу выразить уверенность, что у нас все решения судов будут строго в рамках закона. При этом я думаю, что судьи, которым предстоит рассматривать соответствующие дела, понимают, что к судебным процессам, связанным с признанием или непризнанием результатов голосования на отдельных участках или в целом по стране, будет приковано очень пристальное внимание. Если кто-то из судей отклонится от закона, я думаю, они будут понимать огромный риск, который берут на себя, и должны ожидать справедливой и законной ответной реакции. Поэтому я надеюсь, что суды не будут переступать закон и искажать волеизъявления граждан.

РЖ: Многие украинские эксперты утверждают, что суды в Украине очень партизированы и находятся под контролем одной политсилы – БЮТ. Вы разделяете такое мнение?

А.Л.: Не разделяю. Конечно, многие судьи симпатизируют БЮТ, в том числе и в Верховном суде, однако Верховный суд не имеет отношения к рассмотрению дел, касающихся выборов. В других судах симпатизируют и иным политическим силам. Кто пользуется большим благорасположением в тех или иных судах, я не могу точно утверждать.

Гораздо важнее, что на Украине существует большая зависимость судей от стимулов, которые лежат за пределами политической принадлежности.

РЖ: Насколько объективными будут решения избирательных комиссий, сформированных представителями кандидатов на пост президента страны?

А.Л.: В силу того, что каждый кандидат имеет право предложить по два своих представителя в каждую избирательную комиссию, большие фальсификации исключены. Представители одного из кандидатов не смогут решительным образом повлиять на мнение остальных и исказить волеизъявление граждан. Правда, мелкие нарушения на отдельных участках возможны, но они не повлияют на результаты выборов.

РЖ: Вы не исключаете предвыборной договоренности между Партией регионов и БЮТ по формированию объединенного правительства и изменениям в Конституцию?

А.Л.: На данном этапе это полностью исключено.

РЖ: Почему?

А.Л.: Мы прошли долгий путь переговоров, который кончился тем, что мы ни о чем не договорились. Во время избирательной кампании нет не только консультаций – даже контактов нет!

Беседовал Олег Горбунов

Примечания:

1. 2 декабря Верховная Рада Украины отклонила президентский законопрект по внесению изменений в закон о выборах президента. Интервью готовилось до того, как было проведено соответствующее заседание Верховной Рады.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67