Внес бабло - попал в студенты!

После нескольких лет полного бездействия в важнейшем для любой страны направлении - образовании - российские власти поняли, что без глобальных изменений в этой сфере государство просто скатится на уровень недоразвитых стран, про которые и слышать-то никто не слыхивал.

Кто не знает о купленных дипломах, о коррупции в вузах? Одни к этому относятся снисходительно: ну купил человек диплом, деньги же считать еще на уроках арифметики научили, значит, не пропадет. Перед глазами сразу проплывают грозные преподаватели, вспоминаются случаи, когда к студентам придирались, заваливали на экзаменах за неудобное замечание на лекции три года назад. Другие жалеют преподавательский состав: государство платит мало, поэтому зарабатывают, как могут.

Но это только на первый взгляд кажется, что проблема касается отдельно взятых студентов и отдельно взятых преподавателей. "Учиться надо было лучше" - стандартная реакция на бредовое замечание какого-нибудь стажера на работе. Однако в реальности проблема шире. Начнем с простого. Уверен, минимум половина читателей "Русского журнала" когда-нибудь сталкивались с непрофессионализмом службы техподдержки интернет-провайдеров. При малейшей трудности, возникающей у пользователей, эти "спецы" норовят все списать на операционную систему, Билла Гейтса, работников ЖКХ (мол, кабель мыши перегрызли, на отраву чаще скидываться надо). Редко инженеры пытаются действительно докопаться до проблемы и решить ее в сжатые сроки. За "дубовость" и нерадивость некоторых представителей этой группы справедливо называют "гоблинами".

Другой пример (пострашнее) - непрофессионализм врачей. Здесь купленный диплом может стоить пациенту жизни. Человека лечат то от одной болезни, то от другой, методом исключения выбирая правильный путь к его "спасению". Залечить до смерти - это правда жизни, с которой опять же большая часть читателей так или иначе сталкивалась. А когда наконец человек вновь обретает веру в систему здравоохранения, приходит на прием к врачу-консультанту, а тот не может банально вспомнить название препарата - хрупкий мостик доверия к врачам мгновенно рушится.

Высшая школа находится сейчас на краю пропасти. Сложилась парадоксальная ситуация - студенты требуют льготного отношения (они же за все готовы платить), а профессорский состав не знает, как ему быть: или зарабатывать деньги, или заставлять студентов учиться, а не просто присутствовать на лекциях или тусоваться в университетской столовой. И, похоже, коммерческий подход побеждает. Иногда студенты доводят своими требованиями (по преимуществу касающимися снижения нагрузки) деканов до того, что некоторые их них попадают в больницу по три раза за сессию и в конце концов, не выдержав, уходят.

Ректор одного из крупнейших вузов в интервью телеканалу РБК недавно хвастался, что обучение в кредит благополучно провалено, никто за кредитами не обращается, а поток желающих попасть на платное обучение только растет. Он связал это с высоким уровнем доверия к вузу. А потом попытался объяснить, откуда вокруг здания такое количество иномарок, тем, что все студенты начиная с третьего курса работают и способны самостоятельно заработать на дорогую машину. На самом же деле обилие иномарок вокруг вуза и провал обучения в кредит объясняется просто - вопрос денег для родителей не стоит. Лозунг современного абитуриента: внес бабло - попал в студенты! Просто и без претензий. Отсюда следует, что рано или поздно коммерциализация обучения приведет к гибели школы даже в крупнейших вузах страны. Если, конечно, парадигма не будет заменена другой.

Выход из ситуации найден. В прошлом году в Красноярске и Ростове-на-Дону были созданы два крупных федеральных университета - Южный и Сибирский. В состав каждого из них вошло по четыре региональных вуза. В каждом университете будут преподавать более 8 тыс. педагогов и профессоров, а количество студентов составит порядка 30 тыс. человек. По масштабу они могут сравниться лишь с МГУ. Первый набор будет осуществлен в этом году.

Эти вузы откроют для талантливой молодежи дверь в новый мир. Они будут отвечать современным запросам - и по структуре, и по духу. Преподавать в них будут специалисты, признанные на международном уровне. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев объявил о том, что новым университетам будет выделено на развитие по 3 млрд рублей. Но эти деньги в сложившейся ситуации слишком большая роскошь, чтобы просто выбросить их на ветер. Поэтому главный вопрос в том, как правильно их распределить. Треть пойдет на оснащение университетов, треть - на исследования (на уровне Кембриджа и Оксфорда) и еще треть - на увеличение зарплат преподавателям.

Фантастика, ставшая реальностью. И уже не стоит удивляться тому, что вокруг зданий новых вузов парк иномарок будет расти действительно с огромной скоростью. Только причина не в родительских инвестициях, а в том, что школа будет способствовать появлению совершенно новых людей. Тех, которых страна не сумела взрастить в 90-е, потому что сама же их и задушила. Тех, о ком не переставая говорит В.Сурков, - свободомыслящих, успешных и по-настоящему современных личностей.

Они будут избавлены от вопроса: зачем учиться? Для них уже готов ответ. Им не придется выбирать - работать на благо страны и жить на зарплату или зарабатывать деньги и уходить в бизнес. Они смогут органично сочетать и то и другое.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67