Сносят аэропорт

1.

Не думаю, что кто-то станет спорить с тем, что "Домодедово" - это лучший из российских аэропортов. Удобный, чистый, просторный и, несмотря на хайтековский облик, вполне красивый. Сейчас еще закончат его достраивать - вообще все замечательно будет. Есть, конечно, недостатки - далеко добираться, и еда в буфетах неприлично дорогая, - но на фоне "Шереметьево" и "Внуково" это такие мелочи, что их легко не замечать. Прекрасный, в общем, аэропорт.

Скоро, говорят, таким же прекрасным станет и "Внуково". В прошлом году там уже построили новый международный терминал, похожий на маленькое "Домодедово", а в ближайшие год-два владельцы аэропорта обещают сделать таким весь аэровокзал. В рамках реконструкции, если верить пресс-релизам администрации аэропорта, будет снесено старое здание аэровокзала, так называемый зал номер один - маленький, больше похожий на пристройку домик в сталинском стиле. Он находится справа, если стоять лицом к аэропорту. С прошлого года, когда открыли международный терминал, старое здание закрыли и оно не используется.

Если сносят, значит, имеют право. Тем более что аэропорт с недавнего времени принадлежит правительству Москвы, которое, как известно, умеет и любит сносить выбивающиеся из градостроительных планов постройки, невзирая на их архитектурную и историческую ценность. Старое здание внуковского аэровокзала не памятник архитектуры, не памятник истории, да и функционально, прямо скажем, не самое выдающееся сооружение. Такие аэропорты, конечно, никому не нужны. В них тесно, неудобно, многомиллионные пассажиропотоки не могут проходить через такие аэропорты. Многомиллионным пассажиропотокам и в "Домодедово" тесно.

Поэтому его снесут. Поставят на его месте новую просторную коробку из стекла и металла, в этой коробке откроется кофейня "Шоколадница", интернет-кафе, магазин дьюти-фри и еще что там должно быть в настоящем аэропорту. Пассажиропотоки будут довольны.

Но, пока этого не случилось, я все-таки попробую (на всякий случай, чтобы потом не думать - мол, а вдруг по могло бы?) обратиться к владельцам международного аэропорта "Внуково" с просьбой: господа, уважаемые, а вы уверены, что дальнейшее развитие вашего аэропорта невозможно без сноса этого старого здания? Точно уверены? Никак нельзя построить новые терминалы где-нибудь в другом месте? Левее, например? Или правее, если слева нельзя.

То, что когда-то какой-то чиновник не подумал о том, как здорово было бы повесить на фасаде этого здания табличку "Охраняется государством", строго говоря, еще не значит, что этот дом не заслуживает того, чтобы его охраняло государство.

Первый гражданский аэропорт страны - то есть именно первое в стране место, откуда любой желающий, а не официальное лицо в составе делегации мог, купив билет, улететь из Москвы в другой город. Аэропорт, в который в сорок пятом году доставили акт о капитуляции Германии и Знамя Победы, а в шестьдесят первом прилетел из Саратова Гагарин. Аэропорт, в котором ночевали в ожидании отложенных рейсов миллионы советских людей. Аэропорт, с которого много лет начиналась Москва для всех приезжих, будь то прилетевший знакомиться с Хрущевым Фидель Кастро, японская девушка из фильма "Москва - любовь моя" или безвестный лимитчик откуда-нибудь из Калининграда.

Вестибюль с видами Москвы тридцатых, выполненными металлической чеканкой на мраморных колоннах. Среди этих видов все эти годы провисели и снесенная накануне войны статуя Свободы, стоявшая на месте нынешнего Юрия Долгорукого, и так и не построенный Дворец Советов. Нелепый, а оттого безумно трогательный лозунг "Гражданский воздушный флот является могучей силой укрепления социалистического сельского хозяйства и стоит на страже обильных колхозных полей, садов и богатых лесных массивов нашей цветущей социалистической Родины!" на фасаде слева и справа от входа. Старый логотип советского Гражданского воздушного флота (слово "Аэрофлот" еще не было придумано) - пропеллер с крылышками, еще без серпа и молота. Непонятно для чего существующий (дембеля и офицеры всегда спали в обычном зале ожидания) "Воинский зал". Живая, натуральная история почему-то в нетронутом виде.

И вот этот аэропорт через несколько месяцев снесут. Не будет ни статуи Свободы, ни Дворца Советов, ни "цветущей социалистической Родины", ни "Воинского зала". Вместо буфета с мраморными колоннами будет кофейня с плаcтмассовыми стульями. Таждики-рабочие будут по нескольку раз в день длинными швабрами мыть и без того сверкающие окна нового аэропорта. Загоревшие туристы из Хургады и Сочи, отражаясь в этих окнах, будут брести вереницами к остановке электрички, которую сюда тоже вроде бы должны провести, как в "Домодедово". И всем будет хорошо. А что старого аэропорта не будет - да кто это заметит? Старое "Внуково" не "Военторг" и не гостиница "Москва", да и вообще - песня "Лужков, гад, не сноси Москву!" уже спета по поводу двух этих зданий, поэтому аналогичная песня про "Внуково" будет всего лишь ремейком, а ремейки, как всем известно, - это плохо.

2.

Я не был во "Внуково" около года - как-то не приходилось оттуда улетать в последнее время. О том, что его сносят, вспомнил на этой неделе, улетая из Читы. (Тамошний аэропорт, пожалуй, повыразительнее этого будет, его построили в начале пятидесятых, во времена дружбы с Китаем, когда казалось, что Чита станет важным транспортным узлом этой дружбы.) Не знаю, кто проектировал здание аэровокзала, но мне почему-то кажется, что его строили по проекту, проигравшему конкурс на строительство станции метро в Москве. Здание неотличимо от какой-нибудь "Курской" - колоннада при входе, колонный зал со статуями колхозниц, шахтеров и летчиков внутри. У колхозниц и летчиков отломаны руки, зато в зале ожидания можно курить - не потому, что зал оборудован вытяжной вентиляцией, а потому, что всем давно все равно. Симпатичный аэропорт - и потому, что статуи, и потому, что у статуй нет рук. Будете в Чите - взгляните, рекомендую.

Я летал в Читинскую область, чтобы посмотреть на зону, в которой после вступления в силу приговора Мещанского суда содержится Михаил Ходорковский. Если рассуждать логически, эта колонка должна была быть о Ходорковском, а не об аэропортах. Но кроме мысли о том, что этапирование в урановый Краснокаменск, затерянный в степях где-то рядом с китайской границей, - это еще один кирпичик в зачем-то сооружаемый нынешней российской властью монументальный прижизненный памятник бывшему олигарху - борцу, мыслителю, мученику, красавцу с доброкачественными генами и прочая, прочая, - кроме этой, никаких мыслей по поводу Ходорковского у меня нет. Сомневаться в том, что он вернется оттуда героем и вождем - не приходится. Думать о том, зачем это нужно тем, кто его туда отправил, - страшно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67