Сериальное будущее кинематографа

Нынешние телевизионные сериалы – не чета мыльным операм, которыми наслаждались домохозяйки прошлых десятилетий. Современные сериалы ныне вышли на качественно новый уровень, породив фактически собственную субкультуру. Что характерно для этой субкультуры? Для нее, с одной стороны, характерны огромные бюджеты, а с другой – члены этой субкультуры – теперь уже отнюдь не домохозяйки, которые смотрят сериалы в процессе выполнения домашней работы. Нынешние сериалы – это продукт, ориентированный на активную целевую аудиторию, на людей, занимающих активную жизненную позицию. Более того, сериалы начала XXI века порождают течения собственных поклонников, чего ранее не наблюдалось.

В то же самое время важно отметить, что количество тех, кто смотрит современные мыльные оперы, такие как «Доктор Хаус», «Остаться в живых», «Герои» или «Сверхъестественное», вплотную приближается к количеству людей, проводящих около телевизора хотя бы какое-то количество личного времени.

Если подвергнуть сериалы анализу, используя методологию классической философии кино, то становится очевидным, что основной их особенностью является сезонность. Каждый серьезный сериал идет несколько сезонов и как таковой существует несколько лет. Как правило срок, жизни популярной "мыльной оперы" измеряется 4, 5, 6 сезонами, и здесь есть, конечно, два блестящих примера – это «Сверхъестественное» и «Остаться в живых». Причем, на последнем мне хотелось бы остановиться поподробнее.

«Остаться в живых» – уникальный сериал. Это практически идеальный объект для изучения той дисциплины, которую можно было бы назвать "сериалолистикой". Причин тому несколько. Во-первых, он наконец-то завершился, после шести сезонов развития истории. Во-вторых, он предельно разноплановый как в сюжетном, так и в стилистическом отношении. Простая, по сути, история о чудом спасшихся на необитаемом острове пассажирах разбившегося самолета постепенно преобразовалась в философскую притчу о битве добра и зла во всепланетном масштабе.

Сценаристам удалось достичь этого, используя почти все известные на сегодня модели построения сюжетных ходов. Прежде всего, в «Lost» есть своя теология. Теология эта дуалистична, и, будучи таковой, понятна практически любому человеку.

Необходимо обратить внимание и на использование географического момента. В качестве сакрального пространства в планетарном масштабе представлен остров – главное действующее лицо сериала. Остров этот – потерянный и обретенный «Райский сад», представление о котором так или иначе есть в любой культуре. Кроме того, в «Остаться в живых» используются образы героев. Это, например, телепат Майлз или девушка Шарлотта, которая может выучить любой язык. Героическое в данном сериале актуализируется тем, что драматические линии построены как битва характеров,

Однако нельзя забывать и о фантастической составляющей «Остаться в живых» – все эти перемещения, параллельные потоки времени, которые в конце сливаются воедино. Фактически, это глобальный эпос, который содержит в себе не только эпические, теологические или философские идеи, но который представляет собой чисто сюрреалистическое полотно, произведение, выполненное на чрезвычайно высоком уровне кинематографического мастерства. Что и доказывается большим количеством мировых наград, полученных «Остаться в живых» за годы съемок сериала.

* * *

Уже сейчас очевидно, что в будущем количество, качество и богатство сюжетного многообразия сериалов будет только возрастать. В настоящий момент на сериальном поле присутствуют несколько классических игроков, которые снимают по 5, 10, 15 сериалов в сезон. Кроме того, существует феномен тематических переходов. Так в «Сверхъестественном» история классических охотников-мстителей плавно превращается в историю этического противостояния Люцифера и ангелов Господа, то есть типичную теологическую историю, не теряя при этом ни сюжетного многообразия, ни неповторимого юмора.

Фактически каждая линейка сериалов, о которой мы сегодня говорим, является уникальной, специфической для своего времени, отражает настроение своей целевой аудитории в намного более полном формате, чем это возможно в случае художественного фильма. Современные зрители постепенно переселяются от экранов кинозалов в уютные домашние диваны, переходя с формата киносаги к формату многосезонных сериалов, который представляется более предпочтительным, потому что, во-первых, это удовольствие на несколько лет, а, во-вторых, имеется выбор. В-третьих, каждая серия киноэпопеи уже немногим уступает классическому художественному фильму, когда как по объему она его значительно превосходит при, в общем-то, меньшем бюджете. Все это позволяет заключить, что в будущем кинематографическая культура станет уделом людей такого склада, что нынче собирают марки или увлекаются фотографией.

В то же самое время нельзя не признать, что сериалы, которые раньше были чрезвычайно интеллектуально, эмоционально, сюжетно насыщены, постепенно стали снижать планку. Некоторое время назад можно было бы спорить, например, о проблеме «Сверхъестественного», но последние серии данного проекта совершенно не выдерживают никакой критики. Появились повторения сюжетных ходов, герои все более схематизируются и так далее.

Кроме того, необходимо отметить, что наблюдается явный недостаток социально-психологических сериалов. Единственное значимое исключение – «Доктор Хаус». Современные сериалы по большей части фантастические. Вероятно, это некая болезнь молодости, которой сериалы переболеют, а, быть может, это свойство жанра, по отношению к которому возможны только редкие исключения в виде похождений эксцентричного доктора-наркомана. Пока же на 100% сериалов приходится 80% продукта, который представляет собой, скорее, гумус, эдакое эмоционально-сюжетное удобрение, для современной социальной жизни.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67