Семь мифов о Китае и его обитателях

Европейцы открывают Китай вот уже без малого пять столетий. До сих пор никак не откроют и без конца ему удивляются. Может, так даже лучше. Как гласит китайская мудрость, в любом деле умей прозревать несовершенное. Интересней жить будет.

Тем временем ограниченность знания плодит иллюзии, домыслы, заблуждения и явные глупости, порой роковые. Справедливо сказано, что самая большая трудность взаимопонимания заключена в иллюзии того, что это понимание уже достигнуто. Где-где, а в вопросе понимания осторожность никогда не помешает.

Хуже всего, когда на других проецируют представления о самих себе. Помнят ли сегодня, как накануне Культурной революции руководство СССР и советское посольство в Пекине до конца держались за миф о том, что братья-китайцы - "такие же, как мы", а сообщения с мест о росте антисоветских настроений в Китае отметались как попытки "вбить клин в великую дружбу китайского и советского народов"? Тогда самоуверенность партийных бонз и сикофанство дипломатов дорого обошлись нашей стране.

Второй разряд мифов из области понимания - это экзотические образы, порождаемые проекцией на другие народы тех черт человеческого характера и поведения, которые присутствуют в реальной жизни, но отвергаются культурными нормами. Экзотика дает вырваться наружу запретным, предосудительным и оттого еще более соблазнительным мечтам и желаниям. Она творит мир как будто непохожий на окружающую жизнь, почти фантастический, но странно знакомый. Китайцы жестоки, лживы, коварны, сладострастны, жадны, глупы? Не приписываете ли вы им те черты, которые боитесь обнаружить в себе?

Наконец, есть еще третья, самая неприметная разновидность мифов о другой стране: это мифы, которые в действительности повторяют официально принятое в этой стране мнение о своей истории и собственном народе. Раскройте любую книгу о Китае, написанную сто лет назад. Вы наверняка прочтете в ней, что все китайцы привержены Конфуциевым церемониям, не любят воевать и не занимаются ни спортом, ни даже физическими упражнениями. На самом деле так думали образованные верхи старого Китая. Но их мнение не помешало появиться Мао Цзэдуну с его винтовкой, которая рождает власть, а миллионам людей во всем мире стать поклонниками китайских боевых искусств.

В общем, жизнь богаче наших представлений о ней, и на каждое действие есть противодействие. А каждая черта национального характера уравновешивается своей противоположностью. Что не лишает меня права перечислить, в меру своего понимания, несколько распространенных в России мифов о Китае и китайцах.

Миф первый. Все китайцы на одно лицо. Это самый смехотворный вымысел о китайцах, да и обо всех прочих азиатах, сочиненный теми, кто в глаза не видел китайцев. Лично я не перестаю удивляться разнообразию лиц в китайской толпе и тонкой игре проявляющихся на них чувств. Просто вглядитесь внимательнее, господа. К тому же в Китае вы обнаружите такое огромное локальное разнообразие антропологических типов, диалектов и культурных укладов, что разглядеть в нем единую нацию будет нелегко.

Миф второй. Китай - главный очаг "желтой опасности". Это миф из разряда экзотических и притом один из самых стойких. Он был подхвачен некоторыми светочами русской интеллигенции (Герцен, Вл. Соловьев, Мережковский, Вяч. Иванов и др.), чтобы придать больше веса собственным "духовным ценностям". Китайцев он рисует примитивными, хищными, начисто лишенными "духовности" (нехристи же!) существами, которые вот-вот затопят Европу на манер апокалиптического бедствия. Не говоря о том, что в этой страшилке на китайцев проецируется пугающая бездна собственного душевного хаоса, он элементарно не соответствует историческим фактам.

Китайцы повсюду селятся отдельными "китайскими кварталами", чайна-таунами, не стремятся подмять под себя окружающее общество, а вступают с ним в отношения симбиоза. Конечно, глобальная сеть китайских общин в значительной мере представляет собой продолжение китайского мира. Но интегрировать их в новую общественную среду - это уже задача местных правительств. И покуда китайские эмигрантские общины не почувствуют дружеское и, главное, понимающее отношение к себе иностранных властей, они так и останутся китайскими китайцами. Где такое отношение есть (как, например, в Таиланде или США), там китайцы быстро ассимилируются, берут себе иностранные имена и т.п. Там же, где среда более враждебна (как, например, в Малайзии), китайские общины живут гораздо обособленнее и сохраняют свой традиционный уклад. (Запомнился исполненный в чисто китайском стиле кумачовый плакат с белыми иероглифами в нью-йоркском чайна-тауне: "Держитесь мейнстрима американской жизни!")

Миф третий. Китайцы - хитрецы и обманщики. Да, есть такой грешок: к незнакомым людям и тем более иностранцам китаец относится хоть и вежливо, но в душе нередко (далеко не всегда!) с равнодушием. Он ведь им ничем не обязан, не правда ли? Китайцы про эту черту своего характера знают и ведут себя соответственно: не ждут милости на пустом месте, а если нужно, заводят связи, даря подарки и оказывая услуги. По-человечески понятно и даже логично. А тем, кто хочет проверить, действительно ли китайцы такие ненадежные партнеры, советую немного освоить китайский язык, узнать получше китайскую жизнь и китайскую душу и на собственном опыте убедиться в том, что на свете нет более преданного и понимающего друга, чем китаец.

Миф четвертый. Китайцы очень усердны и готовы довольствоваться малым. Китайская культура, да и сам уклад жизни китайских земледельцев действительно требовали от них недюжинного трудолюбия и бережливости. Старики в деревнях еще и сегодня считают достаточным иметь крепкий дом и отказываются от холодильников, телевизоров и прочих даров современной цивилизации. Впрочем, бездельников, добровольных и вынужденных, в китайском обществе тоже всегда хватало. Более того, в Китае сложилась утонченная культура праздности, а умение занять себя чем-то полезным и интересным, живя на покое, считается там верным признаком мудрости.

Сегодня китайцы стремятся к уровню жизни, сопоставимому с западным, считают нормой иметь отдельную квартиру, доступ в интернет и личную машину, возможность путешествовать по миру. Кое-где - в Гонконге, на Тайване, в Сингапуре - это уже стало реальностью. Прошлым летом в восточном Тибете я впервые увидел, как молодые семейные пары из китайского среднего класса путешествовали на своих новеньких малолитражках отечественного производства. "Новые китайцы", как все глобализированные жители Земли, теперь заново открывают "свою" экзотику.

Миф пятый. Китайцы по причине своей слабости и забитости неспособны к великим достижениям в науках, искусствах и спорте. Этот предрассудок - из категории мифов экзотического пошиба, только с явной расистской окраской. За последние десятилетия он разбит вдребезги успехами китайцев в самых разных областях знания, техники, художественного творчества. Китай вошел в число крупнейших спортивных держав мира, и на грядущей Пекинской Олимпиаде китайская команда будет всерьез бороться за первое место в неофициальном зачете. Китайцев особенно много среди математиков, физиков, программистов, музыкантов с мировой славой. Даже в кино, искусстве вроде бы чуждом принципам китайской культуры, китайские режиссеры теперь создают мировые шедевры, заставляя критиков говорить о наступлении эры китайского кино.

Миф шестой. Китайцы обладают культурным превосходством над другими народами и способны ассимилировать кого угодно. Этот миф из разряда тех, которые приятно щекочут самолюбие правящих верхов и усиленно ими насаждаются. Властители Китая и правда всегда считали, что их культура совершеннее всех прочих и что варвары всего мира обязаны ее перенять. Но так же верно и то, что на протяжении своей долгой истории китайцы восприняли множество вещей у других народов - начиная со штанов, стекла и винограда и кончая стульями и пельменями. А на границах Срединной империи всегда было немало китайцев, которые сами теряли свою идентичность.

Даже у нас на Дальнем Востоке есть особая этническая группа бывших китайцев, ассимилированных племенами Приамурья. О любви современных китайцев к иностранному и говорить нечего. Деловые центры Гонконга и Шанхая заполнены небоскребами, выстроенными по американским проектам и копирующими американские образцы. Гонконгцам и тайваньцам, прочно встроившимся в глобальный порядок, совершенно чужд "великоханьский шовинизм".

Миф седьмой. Китайские женщины некрасивы и лишены обаяния. Мнение совершенно несправедливое, хотя нередко разделяемое представительницами прекрасного пола в самом Китае. Да, китаянки воспитываются - или воспитывались до недавнего времени - в большой строгости и скромности, но это не мешает, а даже помогает многим из них обладать очарованием изысканной женственности. Новое поколение китайцев открыло для себя силу эротизма. Мир еще вздрогнет от китайской женщины.

Обнаружить несостоятельность названных здесь мифов о китайцах совсем нетрудно. Достаточно пожить в китайской среде, беспристрастно глядя на окружающую жизнь. Отчего возникают эти мифы? Думаю, главная причина - глубокое несходство психологических типов, а отчасти и жизненных ценностей русских и китайцев. Китаец живет размеренно, благоразумно, скромно. Он инстинктивно боится резких движений, любых крайностей в чувствах и поступках. Он не любит скандальной искренности, которая обременительна для окружающих.

Русский же в глубине души живет роковыми страстями и самопожертвованием. Дружить и совместно вести дела русскому и китайцу трудно. Трудно, но - как соседям - надо. На самом деле наше несходство есть не зло, а благо. Китайство, взятое в его внутренней полноте и целостности, должно послужить нашему знанию о самих себе. Иные формы человеческого должны стать частью нашей человечности. История жива для нас ровно в той мере, в какой она не дает нам спокойно жить.

В качестве начального теста на нашу совместимость я хотел бы предложить читателям поразмыслить над некоторыми чертами китайского жизненного уклада, которые лично у меня вызывают глубокое изумление, потому что они перечеркивают все привычные для нас грани человеческой деятельности и знания. Назову хотя бы три самые существенные для меня:

1. В китайской цивилизации предполагается, что здоровье, богатство, власть, добродетель и радость нераздельны.

2. Для китайцев стратегическое измерение действия не противостоит искренности коммуникации.

3. В китайском обществе либеральная экономика вплетена в патерналистский уклад и свободное общение подразумевает иерархические отношения.

Может быть, китайский идеал "срединного пути" окажется полезным и для нас. Нам не нужно, чтобы китайцы были нашими врагами. Нам не нужно, чтобы китайцы были точно такими же, как мы. Необходимо и достаточно, чтобы они были нашими братьями по разуму.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67