Самое уязвимое в Азии

Проблемы для международной безопасности, вызванные нынешним кризисом, я бы рассматривал, во-первых, в связи с ростом националистических настроений, а во-вторых, в связи с возможностью обострения трений по проблемам торговых балансов, обменных курсов и протекционизма. Обвинять друг друга в экономическом спаде – вполне приемлемый для политиков способ переключить внимание публики с внутренних проблем. Я думаю, что крайне важно определить, что такое глобальная безопасность и какой она должна быть.

Я думаю, что пройдет период некоторой адаптации ведущих держав, но маловероятно, что США и Китай сформируют какой-либо союз или создадут глобальную систему обеспечения безопасности. Наиболее вероятным сценарием является тот, о котором уже заявило правительство Обамы: оно готово сотрудничать со своими европейскими союзниками, с Россией, с Китаем и другими восточноазиатскими странами по вопросам безопасности.

В числе общих проблем – прекращение ядерной программы Северной Кореи (реализация соглашений от 19 сентября 2005 года) и решение иранской ядерной проблемы.

Между Россией и США будут сохраняться противоречия по ПРО в Европе, расширению НАТО и российскому ближнему зарубежью.

В Восточной Азии размещение американских военных сил, усиление союза с Японией, Южной Кореей, Австралией и т.д. может вызвать некоторую обеспокоенность Китая, который, в свою очередь, будет стремиться создавать региональные системы безопасности как альтернативы возглавляемым США альянсам. Сохраняется проблема Тайваня, хотя нынешние отношения острова с материком выглядят стабильными. У США сохраняется обеспокоенность по поводу наращивания военной мощи Китая, особенно в сфере баллистических и крылатых ракет и модернизации ядерного потенциала.

Наиболее уязвимыми с точки зрения безопасности сейчас являются два региона: Ближний Восток и Пакистан/Афганистан, а до некоторой степени и Корейский полуостров. Помимо этого, предметом озабоченности является ядерная программа Ирана.

США и Россия могут и должны сотрудничать по целому ряду глобальных и региональных проблем: распространение оружия массового поражения; ядерное разоружение; стабильность в Евразии и Центральной Азии. По вопросу Афганистана Москва недавно заявила, что могла бы предложить авиабазу для американских военных операций в борьбе с Талибаном. Даже по вопросам ПРО эти две державы могут делиться информацией и сотрудничать, например, по проблеме раннего обнаружения запусков ракет и т.д.

На мой взгляд, правительство Обамы сосредоточит усилия на обеспечении стабильности в Афганистане/Пакистане, таким образом, чтобы эти два государства не стали «несостоявшимися государствами», создающими условия для террористической деятельности, распространения и усиления влияния различных террористических групп. Это, возможно, самый серьезный вызов, с которым столкнулась новая администрация. Я думаю, что цели антитеррористической борьбы не изменились, но подходы к ней должны стать многомерными – не просто военными, но также дипломатическими, политическими и экономическими, такими, которые могли бы привлечь широкие слои населения и тем самым уменьшить пространство для распространения терроризма.

Я не думаю, что в обозримом будущем, возникнет Азиатско-тихоокеанский эквивалент НАТО – просто по причине того, что страны региона по-разному воспринимают угрозы и приоритеты своей безопасности. Я также не вижу признаков того, что ШОС может перерасти в военный альянс наподобие НАТО.

Что касается предложения Mиршаймера о формировании антикитайского союза в Азии, я полагаю, что он исходит из того, что великие державы рано или поздно будут вовлечены в конфликт, но этого можно избежать (отсюда название его книги: «Трагедия великодержавной политики»). Поскольку до недавнего времени экономический рост Китая исчислялся двузначными числами (это уже в прошлом), а его военный потенциал модернизировался, то из этого логично вытекает, что именно Китай станет следующей великой державой, способной бросить вызов Соединенным Штатам. Чтобы сохранить своё господство, США должны принять более реалистичную стратегию наступления, сдерживая, замедляя рост китайского влияния и страхуясь на разные варианты. Частично это уже делается, но я не думаю, что может быть сформирована антикитайская коалиция. Экономические интересы слишком многих стран связаны с Китаем.

Возможно, у некоторых стран, в частности, у Японии и Вьетнама, есть более сильные резоны для создания рычагов сдерживания Китая (у них были и сохраняются серьезные проблемы и споры в отношениях с Китаем). Таким образом, американские предложения могли бы найти у них более благоприятный отклик. Но даже эти две страны, вероятно, серьезно подумают, прежде чем присоединиться к антикитайской коалиции. Так что я не думаю, что идея Миршаймера будет реализована.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67