С плюрализмом Европа не в ладах

От редакции. Вчера, накануне визита в Варшаву, президент Медведев в интервью польским СМИ рассказал о том, что после того, как вину за массовые расстрелы в Катыни на руководство Советского Союза возложила Госдума, свое отношение к России должны изменить и поляки. Это – очередная важная тема для споров, давно ведущихся на страницах РЖ – политика памяти, новая политкорректность и, мультикульутрализм. РЖ возвращается к теме международных и внутриполитических дискуссий и публикует мнение социолога Йорана Тернборна

* * *

Европейская и мировая англо-саксонская традиции исторически не в ладах с культурным плюрализмом и этническим многообразием, что не позволяет воспринимать их с цивилизационной, гражданской и демократической адекватностью. В древней афинской демократии постоянно проживало большое число «иностранцев», например, женщин и рабов, не обладавших гражданскими правами. Французская республиканская демократия со времен революции непреклонно настаивала на культурной ассимиляции, как необходимом условии обретения французского гражданства, так оно остается и поныне. США стали демократией только в 1968 – 1970 годах по причине продолжительного сопротивления белых предоставлению демократических прав афроамериканцам. Швейцария достаточно рано стала демократией (по крайней мере мужского населения), уважавшей принципы культурного плюрализма, но благополучие этой страны длилось недолго. В XIX веке в стране разразилось множество мелких междоусобных войн, а на протяжении большей части XX века в ней практиковалась дискриминация гастарбайтеров. Недавно Швейцария стала одной из самых исламофобских стран Западной Европы

Не удивительно, что в Западной Европе больше проблем с культурным плюрализмом и этническим многообразием, чем в любой другой части мира. До установления демократии в ней существовала уникальная политика культурного тоталитаризма. Вестфальский договор, который в 1648 положил конец Тридцатилетней войне в Европе, оговаривал внутригосударственный компромисс, по которому за правителем сохранялось право выбирать религию своего народа. В XIX веке эта безальтернативная религиозная политика постепенно смягчилась, но ей на смену пришла волна культурного и языкового национализма в духе «превратим крестьян во французов» или «будьте итальянцами».

Тем не менее, в мире существуют благополучные демократии, основанные на принципах культурного плюрализма. Индия здесь – самый впечатляющий пример: дюжина основных языков, несколько алфавитов, две большие и несколько малых религий, уходящее вглубь веков этнокультурное разделение между севером и югом, не говоря уже о бесчисленных кастовых условностях и местных обычаях. В Индии бывали напряженные ситуации, конфликты и насилие, но независимая Индия, никогда прежде не бывшая единой страной, за более чем 60 лет не знала ни сепаратистских движений, ни подтасовки результатов выборов, а только мирный переход власти.

Идея «глобальных городов» привлекла внимание к этническому разнообразию и культурному плюрализму крупнейших городов мира. Среди исследователей-урбанистов, а также среди большинства городских политиков к настоящему моменту сформировался своего рода консенсус: культурный плюрализм является важнейшим экономическим и культурным достоянием, благодаря которому в городах распространяется информация, продвигаются инновации и возрастает конкуренция. Поэтому, в частности, власти Шанхая поставили своей официальной целью увеличение числа не-китайцев среди населения города. .

Этническое разнообразие и культурный плюрализм стали важнейшей чертой мира нового тысячелетия даже для некогда однородной Западной Европы. Если посмотреть на распад СССР и Югославии на этнически однородные единицы в более широкой и долгосрочной перспективе, то эти события представляют собой исключения из тенденции мировой истории, каким бы ни был их политический смысл. На самом деле, ни Белград, ни Москва не расстались со своим этническим разнообразием и культурным плюрализмом, а Прага и Варшава гордятся тем, что являются не просто чешскими и польскими, но именно космополитическими городами.

Демократии не свойственно вступать в противоречие с этническим разнообразием. Большинство граждан и почти все исследователи, скажем, в Австралии, Канаде и США, согласятся, что в их странах демократия выгодно отличается гражданской активностью и участием от тех времен, когда сорок – пятьдесят лет назад у власти были лишь белые.

Но ксенофобия и политики-ксенофобы по-прежнему остаются проблемой. Конкретное недовольство тех людей, которые в современном динамичном мире чувствуют себя неудачниками, следует принимать всерьез. Нужны адекватные политические и экономические меры для решения их проблем. В то же время демагогам и толпе надо давать беспощадный отпор.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67