Рэмбо IV: Новая кровь зрителя

От исправления ошибок во Вьетнаме - к поддержке сепаратизма

С фигурой Джона Рэмбо у меня связаны личные воспоминания. В детстве я увидел фрагмент из фильма о нем в передаче на еще советском телевидении, которая была между 1985-м и 1987-м годом. Картинка стреляющего из лука человека, отчего после в кадре взрывались грузовики, меня очаровала. Так как я увлекался в детстве самостоятельно сделанными комиксами, не зная даже что они таким словом называются, то сразу не преминул воплотить в них увиденное. Когда мой старший брат увидел это, то он покрутил пальцем у виска и сказал что Рэмбо сражается против наших, - советских солдат, - и поддерживать его было бы абсурдно. Я огорчился, и продолжать рисовать не стал. Могли ли мы тогда представить, что очередная серия про этого воина-одиночку может демонстрироваться в российских кинотеатрах одновременно с мировой премьерой? Но выбирать на чью сторону становится - героя или порядка с которым он борется, - этот вопрос останется открытым до сих пор, и для этого нужно повнимательней во всей этой рэмбодиане разобраться...

Первый фильм, снятый в 1982-м году, представлял собой иллюстрацию вьетнамского синдрома, основанного на романе написанного десятилетием ранее. Рэмбо пришлось отстаивать с помощью оружия свое положение в обществе, и признать право на свое существование. Тема переживания Вьетнама вообще часто возникает в американском кинематографе, но в фильме "Рэмбо: Первая кровь" она достигает вершин масскульта. И если Оливер Стоун, сам ветеран той войны, в своих фильмах "Рожденный 4-го июля" и "Взвод", касался темы очень аккуратно, то Сталлоне, начиная со второй части, стал эксплуатировать тему нещадно, состригая купоны уже на форме боевика.

После того как третий фильм, снятый в 1988-м, провалился во внутреннем прокате, но собрав внушительные сборы во всем остальном мире, - коммерческая, безоговорочная до этого, составляющая проекта, пошатнулась. Новой картины пришлось ждать двадцать лет. Почему же за это время никак себя не проявил отважный одиночка, который один способен выиграть войну, "которую проиграли другие"? К сожалению, для ответа на этот вопрос недостаточно идеологической составляющей, совпадающей с векторами военных операций США. Хороший повод был для Джона Рэмбо объявится в 2002-м на Ближнем Востоке, - да вот незадача... он-то уже там был в последней части! Да и пользовался он там поддержкой тех, кто теперь воюет на стороне противника группировки войск США в настоящем! Кинематографический образ Рэмбо, таким образом, застоялся, пока не дошел до критической возрастной отметки, после которой трюки уже можно будет совершать лишь при помощи компьютерной графики.

Не дожидаясь возможного фиаско надвигающегося воскрешения Индианы Джонса в обличии старика Харрисона Форда и будучи вдохновленными недавним отсутствием провала боксера "из семидесятых" в "Рокки Бальбоа (V)", продюсеры решили рискнуть и успеть побыстрее выжать последние деньги из имиджа героя-одиночки. Но резонно стал вопрос - кому же быть bad guys? Ведь стилистика фильма предполагает сторону, отрицательную в восприятии во всех отношениях. Как сообщает сайт фильма, в качестве места действия картины рассматривались Ирак, Афганистан, Судан и Колумбия. Но как уже было сказано, две первые страны не подходили по связи с последней частью проекта, а объявление двух оставшихся территориями масштабного конфликта, возможно привело бы к претензиям на уровне правительств данных государств, что послужило бы, скорее, на руку сторонам, враждебным американской политике, поддержав их в своем выборе и более сплотив другие сторонние окружающие силы. А выставлять в сегодняшнее время какое-то, даже находящееся в состоянии гражданской войны государство в неприглядном свете в боевике, рискует вызвать претензии на уровне правительств. Ведь высказала же Северная Корея протест против ее отображения в негативном ключе в предпоследней серии бондианы!

Политкорректность в случае с "Рэмбо IV" сыграла

определяющую роль, при учете популярности проекта о Рэмбо в странах третьего мира. Тем более, что даже при таком формате, когда враг из фильма известен очень немногим, можно довести до зрителя из любой страны направление геополитического мышления политики США.

Джон Рэмбо живет в Таиланде, используя свои навыки на бытовом уровне для посильной помощи буддистским монахам. К нему обращаются западные миссионеры, чтобы он помог провести их по реке до Бирмы, где многие десятилетия идет гражданская война. Рэмбо сначала отказывается, но после, безуспешно попытавшись отговорить миссионеров, все же помогает им добраться по реке на своей лодке в горячую точку планеты. Позже к нему обращается священник, который рассказывает от том, что от миссионеров долго нет вестей, и просит ветерана вьетнамской войны довезти группу наемников для их освобождения до места где он оставил ранее пятерых американцев...

Бирма, которую выбрали как место конфликта в фильме - показательное во всех отношениях место. Она было вовлечена в качестве английской колонии во Вторую Мировую войну. Пережив оккупацию Японией, в 1947 году, Бирма стала независимой. Тогда же, после ухода, англичане пообещали трем из семи народностей, составляющих современную Мьянму, независимость. Это стало заложенной бомбой, чей механизм действует до сих пор, трансформировавшись в гражданскую войну с шестидесятилетним сроком действия. В четвертой части фильма про Рэмбо действие происходит на территории республики Карен. Карены - нация, которая борется за свою независимость уже более шестидесяти лет, и не признает центрального правительства. Иногда сепаратистов причисляют к "христианам", параллельно придавая конфликту религиозное измерение. Но по данным, которые подтвердить достаточно проблематично, лишь 30% повстанцев являются христианами-протестантами баптистского толка. Главная ударная сила повстанцев - "Армия Бога", одними из руководителей которой являются малолетние братья Джонни и Лютер Тху. Собственно в фильме есть ответ почему лидеры реальных повстанцев могут быть детьми. Вкупе с мессианской составляющей живых символов освободительной борьбы, обеспечивающей популярность в народных массах, в ходе развития сюжета зритель наблюдает что армия правительства угоняет у населения и делает солдатами подростков, еще не ставших юношами.

Миссионеры, пытающиеся проникнуть на территорию каренов, хотят помочь аборигенам. Попав в деревню, они лечат раненых и читают им проповеди. И тут возникает армия, которая убивает всех без разбора. При виде этой живой мясорубки возникает большое сомнение что подобная война может длиться более полувека. Половины года было бы достаточно чтобы уничтожить около трех миллионов человек, составляющую народность каренов, подчистую. Миссионеры называют происходящее в Бирме геноцидом, но поначалу хотят действовать только мирными способами, однако, не исключая и тактику подкупа. После того как Рэмбо убивает пиратов, угрожавших жизням путников, глава группы миссионеров собирается впоследствии даже накатать на героя донос "куда надо". Но по ходу действия с этим персонажем случается качественная трансформация, и он, памятуя слова Рэмбо что "Без оружия Вы не измените здесь ничего", ближе к финалу решается на убийство, запустив камень в солдата бирманской армии.

Можно отметить что фильм снят вполне сносно с позиции стилистики боевика. Достоверность происходящему добавляет часто идущий дождь, и то, что съемки происходили в местах, географически близких местам, где "официально" разворачивается сюжет. Забавно, кстати, что бирманского майора играл актер - бывший лидер каренского сопротивления.

В фильме есть одна красивейшая метафора, стоящая всего фильма. Это английская неразорвавшаяся бомба, пролежавшая воткнувшись в землю больше шестидесяти лет, и которую, спасаясь от погони, взрывает Джон Рэмбо.

Если же посмотреть на общий посыл картины, то это апология поддержки сепаратизма. Рэмбо мог также успешно быть заслан проводником в Чечню и Косово. Армия генералов, представляющая бирманское правительство, показана бесчеловечными преступниками, зарабатывающими на свое поддержание производством и торговлей наркотиками. Солдаты играют с плен

никами из мирного населения, делая между собой ставки кто из мирных жителей первым подорвется, заставляя их бежать наугад по заминированному полю.

Забавно, что сепаратизм каренов завязан на христианство и активизм белых миссионеров, - и это окончательно расставляет все на свои места. И тут напрашивается еще одно наблюдение. Дело в том, что Джон Рэмбо - это наполовину индеец а наполовину немец. В финале он возвращается на родину - в США, на свое ранчо. Можно с большой долей вероятности предположить, что Рэмбо принадлежит к племени Лакота, недавно начавших отстаивать свою независимость от Америки. А ведь принцип самоопределения наций Вильсона не ограничивается только территорией за пределами США. И вот, представим себе, Рэмбо приезжает домой, а оставшиеся в живых родичи ему говорят, что власти США забрали у них "землю, воду и детей" (слова одного из организаторов первой Женевской конференции по правам индейцев в 1977 году Филис Янг). Каковы теперь действия бывшего военного, для которого первый враг - это американская бюрократия?

Требуем "Рэмбо V: Борьба за независимость индейцев Лакота"!

Рэмбо-4

Rambo
Режиссер Сильвестр Сталлоне
В ролях Сильвестр Сталлоне, Джули Бенц, Мэттью Марсден, Грем МакТэйвиш
Германия, США, 2008

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67