Разведка для премьера

Когда в номере от 7-13 сентября "Московских новостей" появилось развернутое интервью с тогда еще директором Службы внешней разведки (СВР) Сергея Лебедева с его фотографией на две трети страницы, стало ясно, что еще до конца года СВР возглавит другой человек. Потому что такие люди такие интервью просто так не дают никогда. В этом мире вообще очень немногое происходит "просто так", и уж точно ничего подобного "просто так" не может произойти в одной из лучших в мире спецслужб.

Сергей Лебедев соблюл все традиции жанра. Ровно через месяц после выпуска номера с интервью указом президента он был предложен к назначению на пост исполнительного секретаря СНГ. Вскоре после этого место директора СВР было занято экс-премьером Михаилом Фрадковым.

Поднявшаяся вокруг этого назначения шумиха в стиле "мебельщик - министр обороны, чиновник - глава разведки" выглядит достаточно сомнительной. Знатоки политического поля, видимо, даже не удосужились познакомиться с официальной биографией бывшего премьер-министра. Тем временем даже краткое знакомство с историей жизни Фрадкова способно приоткрыть глаза любому человеку, не специализирующемуся на деятельности спецслужб. Сразу по окончании института, еще в 1973 году, Михаил Ефимович Фрадков начинает работу по линии внешнеэкономических отношений тогда еще СССР и не прекращает ее вплоть до 2000 года. Вряд ли для многих является секретом, что человек, так долго проработавший в области внешней экономики, находится в весьма тесном контакте со спецслужбами. Он мог выполнять функции от поддерживающего и обеспечивающего деятельность разведки агента до нелегального разведчика, работавшего под прикрытием. Но в данной ситуации это является второстепенным по отношению к практически несомненному факту контакта с деятельностью известной спецслужбы отнюдь не в теории.

Примечательны и позиции, которые занимал Фрадков по окончании своей работы на внешнеэкономическом поприще. Сначала он становится первым заместителем секретаря Совета безопасности Российской Федерации, а затем членом Комиссии при президенте по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Последний пост вообще практически недоступен для человека, не связанного со спецслужбами, поскольку именно сфера военно-технических разработок всегда была и остается наиболее интересной для иностранных разведок, именно тут разворачивается один из ключевых сюжетов противоборства "рыцарей плаща и кинжала".

Не менее интересным элементом биографии нового директора СВР является то, что один из его сыновей закончил не только Академию ФСБ России, но и кадетский корпус. Смеем утверждать, что подобный путь весьма редок для сына "гражданского человека", особенно в современной России.

Не менее значимым в этом отношении является управленческий стиль Михаила Фрадкова на посту главы правительства России. Это "уверенное спокойствие" является одним из наиболее типичных признаков практически всех действующих и бывших сотрудников спецслужб (впрочем, как известно, бывших там не бывает). В сочетании с этим умение организовать деятельность максимально неприметно, как будто под покровом, закрывающим от пристального внимания журналистов и прочих сотрудников средств массовой информации и коммуникации, дает почти стопроцентную уверенность в том, что Фрадков назначен главой внешней разведки не случайно - он четко знает, куда идет.

Другое дело, что подобное назначение вряд ли можно назвать сверхвыигрышным для самой СВР. Как показывает практика, наиболее выдающимися организаторами деятельности разведывательных служб были люди, гармонично сочетавшие преданность Родине, исполнительность и творческий подход. И если с первыми двумя чертами у экс-премьера все в порядке, то вряд ли это можно сказать о третьей.

А тем временем СВР, практически не изменившаяся структурно на данный момент, нуждается в реформировании, как, может быть, ни одно из силовых ведомств. Вероятно, многих внешнеполитических поражений России, в особенности на постсоветском пространстве, удалось бы избежать, если бы разведобеспечение российской политики находилось на должном уровне. И очень сомнительно, что ситуация изменится в связи с назначением Фрадкова. Но и не стоит предполагать, что вслед за назначением Фрадкова последует развал спецслужбы, хотя говорят, что разваливаться на данный момент там особенно и нечему.

Возможно, у этого назначения совсем иная логика. Процесс создания "нового КГБ" остался незавершенным только на два этапа: вливание в ФСБ структур ФСО и СВР. Уже в ближайшем будущем эти этапы могут быть быстро претворены в жизнь. Одним из признаков наступления "ближайшего будущего" является недавно проведенная сильная реструктуризация самого ФСБ, во время которой ранее независимые департаменты были включены в состав служб контрразведки и экономической безопасности. Кроме того, в связи с ближайшими президентскими выборами страна оказывается на грани потенциально серьезного кризиса, вне зависимости от схемы транзита существующей власти или трансформации политсистемы устойчивый, мощный и единый "новый КГБ" - незаменимый инструмент для уменьшения потенциальных рисков для государства.

Считается, что безопасность национального лидера и страны в целом, если в ней такой яркий лидер присутствует, не может быть обеспечена стандартными для рядового демократического государства средствами. Часть функций гражданского общества в таких политических системах обычно играют спецслужбы. Но в ситуации децентрализованной системы секретных служб обеспечение государственной безопасности ставится под вопрос.

Впрочем, даже если этот объединительный сценарий будет признан компетентной публикой и инстанциями, принимающими решения, чересчур "тоталитарным" и направленным "на возрождение СССР", Фрадков на посту директора СВР сможет обеспечить нынешнему президенту безопасность хотя бы выборного процесса и предупредить потенциальное вмешательство в транзит власти со стороны военных, если, не дай бог, это будет необходимо: в состав Службы внешней разведки входит хорошо подготовленная группа спецназа "Заслон".

Какая бы ситуация ни сложилась, Фрадков выглядит как одна из наиболее оптимальных фигур для реагирования на любую из них, как ввиду своей исполнительности, так и по причине личной преданности Путину. Что же касается Сергея Лебедева, то на посту исполнительного секретаря СНГ он получит законный отдых, как человек, посвятивший работе в Органах государственной безопасности всю свою сознательную жизнь начиная с 1973 года. С того же самого, кстати, с которого Михаил Фрадков начал свою карьеру в области внешнеэкономических связей. Но вот ему отдых пока еще, видимо, не положен.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67