Пушнина с героином

"Русская мафия" двадцатилетней выдержки

Нью-Йорк.1988 год. Полиция ведет безжалостную войну с русской мафией. "Хозяева ночи", фильм, выходящий в российский кинопрокат на днях, по стилю подачи, заданному с самого начала демонстрацией ряда фотографий двадцатилетней давности, претендует на документальную правду.

Режиссер картины, он же и сценарист - Джеймс Грэй (James Gray), потомок русских эмигрантов в третьем поколении, вырос в Квинсе, Нью-Йорк. Зная тему русских эмигрантов не понаслышке, он уже касался ее в своем дебюте (фильм "Маленькая Одесса", 1994, снятый им в возрасте 25 лет), а также темы коррупции и иммигрантов - во втором фильме "Ярды" (2000). В свой новый, третий по счету фильм Грэй смог привлечь известных актеров, в свое время номинировавшихся на "Оскар", - Хоакина Феникса ("Знаки") и Майкла Уолберга ("Отступники"), что открыло доступ относительно небольшой по бюджету постановке к широкому зрителю. К сожалению, 21-миллионный бюджет едва окупился в прокате, не вызвав особого интереса ни у публики, ни у местной критики. Правда, фильм был отобран в официальную программу последнего Каннского кинофестиваля, но ничего там не получил.

Бобби Грин (Хоакин Феникс) работает управляющим в нью-йоркском ночном клубе, принадлежащем русским. Только его девушка-пуэрториканка (Ева Мендес) посвящена в тайну, что брат (Марк Уолберг) и отец Бобби - полицейские высокого ранга. Они предлагают Бобби стать посредником для задержания распространителя наркотиков Вадима Нижинского - племянника хозяина клуба Марата Бужаева, который, по сведениям полиции, здесь ни при чем. Бобби, почти не поддерживавший связь с семьей и даже носивший фамилию матери (вместо Грусински), отказывается от сотрудничества. Полиция идет на стычку с русским наркобароном, после чего тот организует покушение на жизнь брата Бобби - офицера полиции Джозефа Грусински. После этого Бобби осознает, что является частью своей семьи, и решает помочь полиции взять Нижинского с поличным...

За последнее время "Хозяева ночи" - второй фильм, где рассказывается о русской организованной преступности на Западе. Но если первый ("Восточные обещания" Дэвида Кроненберга) показывает современную русскую мафию в Лондоне совсем уж с привкусом клюквы, то Грэй серьезно подходит к теме, хотя воспроизводит события двадцатилетней давности. В фильме все разделено предельно четко: полицейские и преступники, хорошие и плохие, американцы и русские... Есть только главный герой Бобби, сомневающийся в своей принадлежности к одной из групп. Показано, как он запутался в жизни: отойдя от семьи, Бобби воспринимает хозяина клуба Бужаева как собственного отца. Он вхож в дом как родной, где его щедро угощает домашней выпечкой жена хозяина - Калина, в исполнении обосновавшейся в США актрисы Елены Соловей. Но ход событий расставляет все на свои места: семья Бобби - полицейские, и он со временем сам становится одним из них, получив до службы в Академии зачисление в штат на ограниченных правах. Все диспозиции сторон определены заранее, а действие картины показывает лишь их особенности противостояния и обретение заблудшими своего прежнего места. Характеристика, обобщающая всех русских как преступников, делается в циничном ключе: информация о непричастности Бужаева и его бизнеса к распространению наркотиков оказывается ложной из-за того, что агенты не учли, что его малолетние дети могут быть курьерами, и поэтому не следили за ними. Таким образом, преступниками показаны все наши соплеменники, включая детей, тем более что положительных русских - для контрастности - в фильме нет. Отношения же между враждующими сторонами выражены в одной из последних сцен, когда Бобби заставляет встать на колени своего бывшего хозяина, стоящего без оружия в кругу полицейских. Именно в таком положении он передает Бужаева в руки закона. Этому эпизоду предшествовало выкуривание самого главного преступника, как зверя из зарослей, путем их поджога. Игра образов ведется в фильме и на уровне предметов. Так, героин прячется преступниками в меховые изделия, которые беспрепятственно провозятся через границу. Наркотик не просто туда вкладывается - он распыляется в пушнину, после чего вымачивается и выпаривается на месте прибытия. Сложно найти более короткую связь между ассоциирующимся с русскими товарами мехом и наркотиком.

Хотя в одном из эпизодов появляется бывший мэр Нью-Йорка в роли мэра, события, показанные в фильме, нуждаются в комментарии на предмет достоверности. Во второй половине 70-х в Америку хлынул поток еврейских эмигрантов, которым благоприятствовал принятый закон о политических беженцах из СССР. Но КГБ также высылал из страны в то время целые группы уголовников, которые осели в США и быстро стали организовываться в преступные сообщества, являвшиеся частью "коза ностра". Как замечают исследователи, в 70-80-е годы "русская мафия" состояла исключительно из лиц еврейской национальности. Это, кстати, очень хорошо обыгрывается на примере главного бандита из фильма - Нижинского, который носит на шее одновременно два кулона: крест и звезду Давида. Также, по-видимому, евреем является и Бужаев (в исполнении Мони Мошонова), дядя Нижинского. Вообще, еврейская тема в фильме очень широка, так как Грусинские тоже евреи, что ясно из сцены похорон главы семейства. Получается, что единственная объединяющая всех главных героев черта - это их национальность. Это можно объяснить отчасти происхождением режиссера, знающего тему и рассчитывавшего на зрителя из своей диаспоры. В фильме есть вероятная линия, что Грусинские сами могли быть эмигрантами, учитывая фамилию и славянские типы лиц братьев. Возможно, что линию конфликта предполагалось провести между ассимилировавшимися, законопослушными эмигрантами и преступными элементами, не желающими жить по американским законам. И к этому здесь слишком много предпосылок. Но можно представить, почему это не отражается в картине: случись это - и фильм тогда предстал бы слишком узконаправленным, рассчитанным на представителей немногочисленной русской диаспоры, что отрицательно отразилось бы на коммерческих сборах.

Некоторые детали картины взяты из жизни, как название клуба "El Caribe", который являлся штабом главного авторитета русской мафии Нью-Йорка конца 70-х - начала 80-х, бывшего ленинградца Евсея Агрона. А вот сцена, когда подчиненный Нижинского убивает себя в полицейском участке ножом, чтобы не донести на босса, не совсем соответствует действительности. Тогда попасть в американскую тюрьму бывшим советским уголовникам было сродни отдыху на Канарах, тем более зная, что на воле за них похлопочут. А в целом, с точки зрения драматургии и вероятности ситуаций, возникающих в фильме, к нему есть большие претензии. Так, очень трудно вообразить, чтобы стреляющий в упор киллер мог только ранить в челюсть полицейского. Так же как сложно представить, что преступник запросто может бежать из тюрьмы, обманув ее охранников. О неведении окружения Бобби в отношении его происхождения можно только удивляться, наблюдая полную осведомленность преступников по всем вопросам. В целом, исходя из количества несуразицы, чьей единственной оправдательной стороной служит катализирование происходящих в фильме процессов, складывается впечатление, что все действие строится на том, что герои постоянно преодолевают трудности, которые все время сами создают по какому-то недогляду, несоответствующему их статусу. Режиссер, генерируя ситуации, местами действует уж слишком "для красного словца", что, по-видимому, и стало причиной небольших сборов. Заканчивая же тему достоверности, можно отметить, что A.O.Scott из "New York Times" выразился, что город все-таки не был таким диким и опасным, как показывает Грэй в своем фильме. Что же касается русской мафии, то в современных США это понятие уже утратило свое былое значение. Численность русских преступников настолько мала, что назвать их, действующих в составе крупных этнических преступных группировок и совершающих 0,2% от общего числа преступлений, "мафией" можно с большой натяжкой. Вот и остается режиссерам - потомкам русских эмигрантов ворошить события ушедших лет в поисках устрашающих зрителя русских преступников. Только вот было-то все это двадцать лет назад, а пугают ими сейчас!

"Хозяева ночи" / "We Own the Night", режиссер Джеймс Грэй.
В ролях: Хоакин Феникс, Ева Мендес, Марк Уолберг, Роберт Дювалл, Алекс Видов, Олег Тактаров, Мони Мошонов.
США, 2007

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67