Проституирование ценностей

Практикум пропагандиста и агитатора. Часть 2.

Практикум пропагандиста и агитатора. Часть 1.

?Непревзойденный агитатор?, идейный вдохновитель и вождь русской революции В.И.Ленин учил: ?Люди, которые под политикой понимают мелкие приемы, сводящиеся иногда чуть ли не к обману, должны встречать в нашей среде самое решительное осуждение? (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 58). Исключительный моральный пафос создателей советской пропагандистской машины сделали возможным то, что Россия прошла путь модернизации с наименьшими потерями. Ориентация на приобщение масс к образцам высокой классики позволила перебороть тенденцию к опошлению культуры, когда ее плоды превращаются в предмет потребления.

Фактически массовая культура в СССР не была отчуждена от образцов классической культуры. Последняя не стала, подобно тому как это произошло на Западе, эксклюзивным продуктом, удовлетворяющим специфические, ?высокие? потребности ?элиты?. ?Восставшие массы? (См. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. ? М., 2003.) были обузданы. Силой слова большевикам удалось подчинить себе энергию человеческого материала. Действительно, бесспорное достижение СССР ??мощная идеологическая работа, которая была развернута в планетарном масштабе? (В.Сурков).

Вопреки сегодняшним обыденным представлениям, мы, возвращающие современную Россию в контекст собственной и мировой истории после революционных каникул 90-х, должны признать: созданные большевиками механизмы сохранения и воспроизводства национального культурного наследия в ситуации интенсивной модернизации не имеют аналогов. Конечно были и неудачи, главная из которых связана с тем, что массы, оторванные в результате распада традиционного общества от исконных духовных практик, сумели освоить только секулярные формы социокультурного творчества. Тем не менее, большевики никогда не допускали профанации ? даже тогда, когда запускали механизмы социокультурного редукционизма ? и не опускались до проституирования ценностей. Этому уродливому явлению и будет посвящен сегодняшний практикум, т.к. через проституирование в сфере ценностей и была сломлена русская пропагандистская машина.

Проституция ? это, в пределе, выставление на продажу того, что продаже не подлежит. И не потому, что выставляемый здесь на продажу ?товар? не имеет стоимости. На рынке стоимость товара определяется его потребительской ценностью ?для других?. Поэтому в обществе, где ценности проституируются, они имеют стоимость, которая определяется извращенным, т.е. противоречащим человеческой природе спросом. Сам этот спрос в потребительском обществе является предметом деконструкции. Потребности инициируются, пространство личных потребностей становится ареной борьбы для производителей спроса.

Подобно тому, как проститутка должна провоцировать клиента на выбор в ее пользу, обосновывая свою претензию на заявленную стоимость предоставляемой услуги через предъявление в должном виде телесных прелестей, производители спроса обольщают потребителя тем, что находят измерение качеству, которое, вообще-то, впрямую измерить невозможно. Эта уловка и есть искусство проституирования.

Потребитель прельщается не полезной стоимостью товара, удовлетворяющей его естественные потребности (в том числе вытекающие из общественной природы человека), а обманкой, маркированной ярлычком, на котором указана стоимость, ГОСТ, серийный номер и т.д. Женщина становится проституткой не тогда, когда ее фривольность зашкаливает за общественно допустимые нормы, а когда выдает свое тело за то, чем оно не является. Отсюда то значение, которые приобрели в современной культуре нетрадиционные формы полового акта (анальный, оральный и т.д.), порноиндустрия, ориентированная как на профанов, так и на тонких ценителей, ?элиту?: в случае с мужеложством, к примеру, речь идет о механизме, открывающим двери социального лифта. Т.е. общественно значимая стоимость исключает из своего содержания естественную. В случае с проституцией речь идет о том, что тело женщины перестает им быть, превращается в ?отчужденный пол женщины? (Ж.Бодрияр).

Когда запускается механизм проституирования ценностей, ставка делается не на их подмену, а на обнажение комплексов ненасытного и смертоносного для человека удовлетворения. ?Если бы такое было возможно, этих ребят (наблюдающих за стриптизом ? Н.Г.) с головы до ног затянуло бы меж раздвинутых ляжек - экзальтация смерти?? (Бодрияр Ж. Соблазн. - М., 2000. - С. 73.). Здесь важно снять всякие ограничения, продемонстрировать, что культура неисчерпаема. Но в этой ситуации ценности становятся предметом не культа, а обесценивания ? через превращение в предмет потребления, т.е. в то, чем эти ценности не являются. Более того; в конечном итоге выставленные на продажу ценности воспринимаются в качестве таковых только в смысле их обманчивого, иллюзорного статуса. Ценности, которые нужно культивировать, т.е. которые требуют ориентации на них творческих способностей человека, будут с негодованием отвергаться на том основании, что они представляют только себя, а не грязные и страстные желания потребителя (иначе говоря, ?не учитывают конъюнктуры рынка?). Экзальтация от постоянно повторяемого потребления, доходящего до границ пресыщения, оборачивается ненавистью к культуре, которая не хочет иметь стоимости и претендует на ценностный статус.

Идейно образованный и морально стойкий пропагандист, продолжающий традиции отечественного политпросвещения, должен сказать решительное ?нет? ориентации на проституирование ценностей. Это особенно важно делать в наши дни, когда целый класс профессиональных политических сутенеров, вытесненных из своего теневого бизнеса реформой выборной системы, выстроился в очередь в Кремль. Они приходят и говорят: ?мы крутые пиарщики, самые умные по разводке лохов. Мы поняли логику заворачивания гаек. Государство хочет навести порядок на рынке идей. Мы ? творцы социальной анархии 90-х - лучше других знаем, как пудрить мозги и вешать лапшу на уши. Дайте нам подряд и бюджет - и мы разрулим массы, ибо в своем праве?.

Однако прошли времена лихолетья. Начальник нажимает на кнопочку, и в кабинет входят специальные люди в черных костюмах, которые навсегда отбивают у профессиональных сутенеров желание выставлять государство в нарядах публичной девки.

Мы должны твердо усвоить то, что политическая просвещение ? это не набор уловок, коими манипулятор насаждает иллюзии, затемняя сознание масс. Их недостаточная сознательность (позволявшая вчерашним разводилам беззастенчиво использовать лживые технологии) - для пропагандиста проблема, а не подспорье. Именно поэтому политическое просвещение есть одно из условий национального суверенитета.

Это не значит, что пропаганда есть некий метафизический атрибут социальной жизни. Напротив, мы должны отдавать себе отчет, что ее необходимость вызвана ситуацией, когда по всему святому стало принято проходится катком. Пропаганда ? это специфический вид политической борьбы, ?бесконтактного боя?, искусство побеждать словом. Но, как и в любой войне, победа здесь возможна только в случае абсолютной уверенности в правоте своего дела.

В противном случае, когда инструменты политического просвещения оказываются в руках перерожденцев, система рушится. Труд пропагандиста и агитатора становится никому не нужным. Задача просвещения масс снимается с актуальной политической повестки.

Новое качество современной российской политики, до сих пор словесно не проясненное, но свидетельствующее о себе настойчивым требованием доктринального оформления, подталкивает к тому, чтобы как можно быстрее возместить упущенное, заполнить лакуны, вернуть себе умение охватывать одним взглядом план собственного социального пространства. Гигантская инсценировка исторического становления РФ эпохи ельцинизма уже не облечена в кощунственные ритуалы антиэтатистких церемоний. Вдруг обнаруженное или вновь обретенное бремя самостоятельности буквально вынуждает нас изгнать из своей жизни социальную анархию ? специфическое качество, столь противное отточенной до малейших деталей организации русского правосознания.

Возвращение слова в политику означает, что властный субъект обнаруживает себя. Теперь он должен подчинять человеческую массу, а не менеджерить страну. Слово приведет в движение миллионы винтиков государственной машины. Оно сделает из прокурора Шохина Вышинского, требующего расстрела вредителей, а из гламурной Ксюши Собчак ? мать-героиню, отправляющую дочь в партизанский отряд.

Задача политического просвещения масс не может быть решена без построения единой системы, обеспечивающей организацию общего смыслового пространства. Это значит, что мы должны взять курс на этатизацию, на изживание ?перестройки?, сублимацию нечистот девяностых, обретение дара речи, возвращение власти. Чтобы сохранить государство и уберечь культуру от проституирования, нужно не бояться концентрировать свои творческие усилия на пропагандистской работе. ?Нам нужно создавать целый класс агитаторов? (В.Сурков).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67