Профилактика дешевле мобилизации

От редакции. Сначала страна изнемогала от жары. Теперь она страдает от последствий масштабных пожаров. Кто виноват во всем этом? Государство, не проводившее должных профилактических работ? Общество, не способное вовремя мобилизоваться? Леса, которые так легко воспламеняются? На вопросы РЖ о пожарах и их далеко идущих последствиях отвечает историк и политолог Модест Колеров.

* * *

РЖ: Как Вы считаете, пожары – это исключительно природное бедствие или теперь это еще и важная государственная проблема?

Модест Колеров: Любое масштабное природное бедствие – государственная проблема. Насколько можно судить, власть осознаёт это бедствие как государственную проблему.

РЖ: Связано ли все происходящее с погодой в последние полтора месяца с глобальным потеплением? Следует ли теперь в большей мере обратить внимание на проблему «глобального изменения климата»?

М.К.: Я не естественник. Не возьмусь даже рассуждать, но как историк – предпочёл бы видеть любые рассуждения о масштабных переменах в контексте не двух-трёх и даже не 20-30 лет, а в пределах ВНЕ тех 140 лет наблюдений, в период которых нынешнее лето стало рекордным. Например, в Дикое поле времени домонгольской Руси забегали ближневосточные львы – является ли это признаком климатических условий?

РЖ: Меняется ли, изменится ли и изменилась ли политическая ситуация в России после серии пожаров? Могут ли функционировать в прежнем режиме власть, правительство и силовые ведомства?

М.К.: Чрезвычайные ситуации – рядовая часть государственной работы. Их профилактика – тоже не требует революций. Но пока нам с трудом удаётся отследить не профилактику, а, так сказать, предметы ведения Счётной палаты – целевое использование средств. Вот когда по регионам пройдёт волна компенсаций, а погорельцы по-прежнему останутся на улице, – тогда увидим. В этом контексте меня страшно интригует природный факт: почему – при примерном равенстве температур и идентичном населении – в лесостепной Воронежской области – масштабные пожары, а в лесной Ленинградской их нет вовсе?

РЖ: Проявили ли наши силовые структуры и местные власти способность к мобилизации?

М.К.: Пожары – даже такие масштабные – требуют, в первую очередь, не мобилизации, а жесточайшей профилактики и безопасности. Как любому жителю страны мне очевидно, что "мобилизации вместо безопасности" – большой бизнес, прямой и косвенный. А элементарный порядок – едва ли не главная наша трудность. И это не случайно: в стране, где главной правительственной новацией в области социальной инфраструктуры стало сокращение малокомплектных школ и убыточных бюджетных организаций, – пожары, безнаказанно гуляющие по стране – ПРЯМОЕ СЛЕДСТВИЕ игнорирования ценности необходимой социальной инфраструктуры государства в целом, а не только в пределах столиц и мегаполисов. Столицы замкнулись в своём муниципальном социализме, а беда пришла из страны, оставленной ими без инфраструктуры и элементарной защиты, для которой – не мобилизация, а профилактика бедствий – важнее. А для государства, как оказалось – ещё и дешевле.

РЖ: Оказалось ли общество способным к мобилизации? В 1890-е во время засухи возник спор, кто больше сделал для преодоления бедствий – государство или общество? Как Вы считаете в нашем случае, кто оказался больше организован - государство или общество? Местная власть или федеральная?

М.К.: Никакой мобилизации общества я не заметил. Рассказывают о примерах ответственности проезжих водителей, начинающих тушить степной пожар, но – это примеры индивидуального здравого смысла, а не общественной мобилизации. Противопоставлять же местную и федеральную власть в этом деле я не стал бы: ведь МЧС – чисто федеральное ведомство. С него и спрос.

Про засуху, неурожай и голод 1891-1892 годов надо сказать, что усилия общества не были больше усилий "проклятого царизма". Просто они легли на богатую почву общественного отвращения к власти и стали в центр общественной саморекламы. Сегодня же обществу даже рекламировать нечего.

РЖ: Как Вы полагаете, требуют ли силовые ведомства, ответственные за ситуацию с пожарами, реформ? Если да, какими они могут и должны быть?

М.К.: Империя МЧС давно просится в центр общественного и государственного внимания. Любой аудит станет началом больших открытий. Мне, например, очень забавно было узнать, что мёртвое и нищее Русское Географическое общество, получивши в общественные начальники главу МЧС, немедленно начало оснащаться и ремонтироваться. НА КАКИЕ ДЕНЬГИ? И где они сейчас, эти деньги, – не на пожарах ли?

РЖ: Добровольческие организации и те люди, которые идут в них, станут ли они новым политическим фактором?

М.К.: Нет. От добровольческих организацией далеко даже до экспертного диалога с властями, не говоря уже о политической роли.

Беседовал Александр Павлов

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67