Президент России – лидер "партии перемен"

Для России уходящий год был годом важных свершений. В 2009 году президент России Медведев создал принципиально новое видение российской внутренней и внешней политики. Развивающийся экономический кризис и последствия войны с Грузией убедили главу Российского государства в том, что политические рецепты предшествующего времени устарели и не отвечают интересам руководимой им державы.

Именно это убеждение лежит в основе проекта экономической модернизации, социального возрождения и новой структуры безопасности от Ванкувера до Владивостока – инициатив, предложенных России и миру президентом Медведевым. Сочетая убедительную критику текущего положения дел с дерзкой программой альтернативного будущего, президент Медведев дал ясно понять всем, что он смелый и предприимчивый лидер России нового поколения, что он не номинальный руководитель страны, который якобы находится в тени величия своего предшественника и былого наставника Владимира Путина.

В своей статье «Россия, вперед!» и в Послании Федеральному собранию президент Медведев сформулировал понятную программу реформ. Его планы по модернизации России не ограничены только консервативным, по сути, укреплением государства или либеральными реформами приватизации и снижением государственного регулирования. Отличительная черта новой стратегии модернизации по Медведеву –

это разрушение устаревшего нисходящего командно-административного механизма, доставшегося России в наследство от СССР. Медведев стремится преодолеть централизацию власти и концентрацию достатка, усиливая гражданское общество, которое, по его словам, «слабо, а уровень его самоорганизации и самоуправления низкий».

Действительно радикальным является тот факт, что президент России связывает экономические и политические изменения с социальными переменами. Медведев призывает российское общество бороться с такими «устоявшимися социальными изъянами», как зависимость от тоталитарного государства, централизованным патернализмом, разрушительным эффектом финансовой и моральной коррупции, в том числе с «интеллектуальной и духовной ленью». Эта обоснованная критика свидетельствует о его стремлении усилить не только роль индивидуума, но и роль семей и сообществ в российской политике и экономике.

В 2009 году Россия проявила величайшую жизнеспособность в условиях разрушительного экономического кризиса. Но в то же время продолжают существовать многие социальные и культурные проблемы: усиливающаяся поляризация богатых и бедных, необеспеченность жильем, проблемы с дорогами и другими важными инфраструктурами, ухудшающееся качество образования, напряженные отношения с мигрантами, широко распространенная коррупция.

Задача России – создать «новый гражданский договор», который позволит стране развиваться в соответствии с ее лучшими традициями терпимости к нациям и конфессиям внутри страны и за ее пределами, традициями православного благородства, а также глубокого восприятия природы и отношений человечества с окружающей средой.

Под мужественным и дальновидным руководством патриарха Кирилла I Русская Православная Церковь явно станет играть ключевую роль в общественном и культурном возрождении России. Как и Дмитрий Медведев, патриарх Кирилл неоднократно критиковал зависимость государства от чрезмерной централизации власти и морали рыночной вседозволенности. Именно в этом союзе лежит ключ к успеху российских реформ.

Программа Медведева ориентирована на многие социальные группы российского общества. Он обращается не только к молодому поколению, проживающему в крупных городах России, расположенных в западной части страны, а ко всем тем, кто не обладает солидным пакетом акций в национальных ресурсах и активах, поскольку недвижимость и аренда все еще сконцентрированы в руках узкой правящей элиты.

По этой причине президент России должен исполнить обещание, озвученное в ходе президентской кампании, – обещание об устранении государства от управления государственными корпорациями. Это первый и самый важный шаг к повышению эффективности и конкурентоспособности российской экономики, который также внесет ясность в различия между политикой и бизнесом. Как показал западный опыт отношений рынка-государства, «менеджеризм» в политике так же порочно ошибочен, как и бюрократия в бизнесе.

Кроме того, президент Медведев должен осуществить реформы такого рода, которые позволят российским гражданам получить долю прибылей от ресурсов страны. Среди примеров – выдача гражданам ваучеров на высшее образование и соцобеспечение на основе активов (например, детские фонды и крупные выплаты по достижении восемнадцати лет на оплату образования или на приобретение недвижимости).

Среди других схем, которые следовало бы реализовать, могло бы быть участие рабочих в акционерных компаниях и превращение государственных корпораций в «системы обеспечения общественных интересов», при котором прибыль будет реинвестирована и разделена между работниками предприятия, а не расхищаться бюрократами – руководством и держателями акций.

Воплощая действительно трансформационные реформы, президент России Медведев получает уникальную возможность создать альтернативное видение будущего своей страны, которое наверняка принесет ему больше поддержки населения, чем старая примитивная постсоветская экономика, которой придерживались все последние годы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67