Поздно пить боржоми

Признаться, меня изрядно удивил тот шум, который возник в связи с последними изданиями из наследия идеологов германской «консервативной революции». Процесс вхождения этого наследия в отечественную интеллектуальную жизнь идет так давно, что, казалось бы, стал фактом совершенно обыденным. Напомню, «Политическая теология» Шмитта вышла у нас в 2000 году, юнгеровский «Рабочий» - в 2002-м, журнальные же публикации начали появляться с 1992 года. Семнадцать лет (!) переводится, издается и исследуется в России немецкая «правая», многие люди научные имена себе на этом сделали, знание того же Шмитта у интеллектуалов самых разных направлений является чуть ли не тестом на респектабельность, и вдруг такая запоздалая истерика. «Поздно пить боржоми». Со всех точек зрения это очень странно – дело яйца выеденного не стоит. Ну, если только кому-то под «антифашизм» хочется срубить какой-нибудь зарубежный грант, что ж, тогда вопросы снимаются – причина действительно основательная.

Как я понимаю, особое возмущение у борцов против коричневой заразы вызвала книга Юнгера «Националистическая революция», вышедшая в издательстве «Скименъ». Да, это не философский трактат, это - боевая политическая публицистика, местами весьма агрессивная. Может ли она быть политически опасной в современной России? По-моему, нет.

Во-первых, при нынешней моде на Юнгера, когда переводится практически все им написанное, рано или поздно, эти статьи все равно были бы опубликованы, без них творческий облик мыслителя явно не выглядит полным. Во-вторых, в Германии, где они вызывают гораздо более болезненные ассоциации, данные тексты уже давно перепечатаны. В-третьих, переводчик и составитель книги Александр Михайловский сделал все возможное, чтобы подать материал максимально академично. В-четвертых, тираж 1000 экземпляров – слишком мал для фашистской пропаганды. В-пятых, эти тексты и не пригодны для какой-либо пропаганды в России – слишком замысловато написаны и слишком тесно привязаны к своему историческому контексту.

Наконец, самое главное: серьезная политическая рецепция идей германской «консервативной революции» мне не кажется у нас сейчас возможной. Она уже прошла свой пик в 1990-х, в период расцвета «дугинщины». Сегодня интерес к немецкой «правой» все более перемещается в сферу научного исследования. Кроме того, национализм того же Юнгера, хотя и может найти отклик у каких-то маргиналов, но мейнстриму современного русского национализма он абсолютно противоположен. Я не знаю ни одного видного интеллектуала-«русиста», который бы мыслил себе Россию своих грез в юнгеровских категориях – как авторитарно-вождистско-милитарно-рабочее государство. Детской болезнью «правизны» русские националисты давно уже переболели. Они хотят создать в России именно то, что Юнгер хотел уничтожить в Германии – классическое государство-нацию. Совсем не «рабочий» является тем социальным типом, на которого они делают ставку, а скорее уж, ненавидимый Юнгером «бюргер». Их не привлекает чья-либо диктатура, они на нее уже насмотрелись, напротив, они - последовательные сторонники либеральной демократии. Так что Юнгер – не герой их «романа».

Что, впрочем, не помешает им на досуге почитывать этого блестящего стилиста, поражаясь многообразию его дарований и крутым поворотам его судьбы. …Если, конечно, это не будет признано содействием фашизму и уголовно наказуемым занятием.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67