Почему нам нужно альтернативное кинообразование

Оказывается, у нас в стране не только кризис образования в целом, но и проблемы с образованием в сфере кино. Во многом из-за этого наше массовое кино (с авторским таких проблем, как известно, нет) не выдерживает конкуренции ни с американским, ни даже с европейским. О причинах этого рассуждали на круглом столе, проходившем в конце прошлой недели в агентстве РИА-Новости.

Было бы понятно, если бы речь шла только о технологии кинопроизводства. Тут всем очевидно, насколько мы отстаем. Но, оказывается, у нас кризис подготовки режиссеров, сценаристов, продюсеров. А еще - несмотря на то, что обыватель наверняка скажет: да сколько нужно этих блатных, поступающих во всякие ВГИКИ - существует жесточайший дефицит кадров в кино-отрасли. Если в советское время выпускалось где-то 150 игровых фильмов в год и производилось 80 часов сериалов, то теперь, несмотря на то, что количество игровых фильмов сильно уменьшилось, число сериальных часов увеличилось до 5 тысяч. Плюс – рынок рекламы, видео и т.д. А вузов, готовящих специалистов, осталось столько же. И учат в них по старинке.

По мнению продюсера, председателя Ассоциации теле- и кинопродюсеров Сергея Сельянова, есть два пути решения проблемы. Первый – сделать наше кинообразование практикоориентированным. Дать возможность молодежи обучаться в работе на крупно и среднебюджетных проектах. Как уже произошло на картинах «Высоцкий» и «Сталинград» (последний снимался в формате 3D). Стояли четыре шатра, набитые аппаратурой и людьми: в двух из них работали американцы, а в двух – наши, учившиеся у них в процессе съемок. Как сказал Сергей Сельянов, «следующий фильм мы уже сделаем самостоятельно; ведь на этом большом проекте мы получили команду для прямых съемок в формате 3D»).

Второй путь – создание альтернативной системы кинообразования. В программу «Культура России 2012-2016» уже внесена важная строка об альтернативном образовании. У Ассоциации теле-и кинопродюсеров есть принципиальное согласие с Южно-Калифорнийским университетом (University of Southern California) и с Университетом Лос-Анжелеса, о сотрудничестве с нашими учебными заведениями. Есть планы уже с нового 2012 учебного года запустить сценарный курс. Как это ни странно, но самый большой дефицит в кино и на телевидении – в сценаристах. Их средний уровень – весьма убогий (это видно хотя бы по телесериалам). Среди главных причин – неправильная система подготовки. По мнению Сергея Сельянова, сегодня она, как и раньше, основана на развитии творческой личности художника. Но этому научить нельзя: либо талант есть, либо его нет. Штучные сценаристы-художники успешно пишут сценарии для авторского кино. По словам продюсера и режиссера Александра Стриженова, очередь к нашим именитым сценаристам расписана до 2015-го года. Что касается кино массового (а именно его смотрят миллионы, «что делает нашу страну – страной»), то здесь должна быть заточенность на ремесле. «Сценарное дело – это ремесло, которому можно научить. Сценарий строится, а не творится», - считает Сергей Сельянов. У Спилберга на одном проекте могут работать 67 сценаристов. Два-три «творца» формулируют задачу, ставят вопросы (в девяноста процентов которых содержится ответ), а другие разрабатывают идеи. Может быть, например, 39 линеек.

Привлечение американских методик способно дать толчок к развитию российского массового кино. Это могут быть двухлетние магистерские программы. Но вначале по американским методикам будут готовить педагогов, которые потом займутся студентами.

Понятно, что такие предложения наверняка будут приняты в штыки нашими псевдопатриотами, которые, конечно же, скажут: как же, американцы будут учить нас делать кино! Но ведь все эти предложения не касаются авторского кино – того самого, которое приносит нам призы в Венеции и Канне. Речь – о повышении уровня кино массового. А его смотрят миллионы. На такое кино все равно тратятся большие деньги. Так пусть бы эти деньги работали, формировали у людей вкус, и успокаивающее нервы ощущение того, что и мы все-таки что-то можем.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67