Плюсы и минусы СНВ

Новый договор СНВ сам по себе очень выгоден нашей стране, но России не выгоден тот контекст, в котором он подписывается.

Итак, почему России выгоден этот договор? Во-первых, он подтверждает статус нашей страны как ядерной сверхдержавы и предполагает сохранение паритета стратегических ядерных сил России и США. Кроме того, удается предотвратить возникновения политико-правового вакуума в такой важной области международной безопасности как ядерное оружие. Во-вторых, в ходе переговоров России удалось добиться очень выгодных для себя условий по параметрам конкретного количества сохраняемых боеголовок и носителей. Причем, если, скажем, в совместном заявлении Медведева и Обамы, сделанного ими в июле 2009 года, была обозначена большая вилка между количествами сохраняемых носителей для каждой из стороны (предполагалось, что разница составить более двух процентов), то на данном этапе эта проблема полностью урегулирована. Таким образом, угроза того, что Соединенные Штаты будут обладать большим числом стратегических носителей, чем Россия не возникает. Также в новом договоре решена проблема возвратного потенциала по носителям. Впервые, и это большое достижение, устанавливается лимит как на развернутые, так и на неразвернутые стратегические носители. Разница между ними устанавливается в размере ста единиц. Это действительно решает проблему возвратного потенциала.

И, наконец, России удалось в ходе переговоров добиться более, скажем так, облегченных процедур верификации, что было необходимо с учетом того, что наша страна занимается производством новых континентальных баллистических ракет, а Соединенные Штаты этим не занимаются. Как следствие, на протяжении многих лет, пока действовал предыдущий договор СНВ, режим взаимных инспекций фактически носил односторонний характер. Американская сторона посещала наши заводы, а российская делегация не имела возможности инспектировать американские производства, поскольку соответствующие заводы за океаном были закрыты.

Также следует отметить как позитивный момент тот факт, что не было допущено провала российско-американских отношений, которые неизменно случился бы, если бы этот договор согласовать не удалось. Итогом этого стало бы скатывание российско-американских отношений на уровень, на котором они пребывали до периода «перезагрузки». Произошло бы новое свертывание намечающейся сегодня позитивной повестки дня. Что отразилось бы в работе по Афганистану, по работе президентской комиссии, по экономическому сотрудничеству, по Ирану и так далее, и тому подобное.

Подобное ухудшение российско-американских отношений, безусловно, было бы нашей стране невыгодно, поскольку, во-первых, ослабило бы ее позиции на международной арене. Россия стала бы более уязвима. А во-вторых, был бы нанесен урон международному престижу нашей страны. Ее бы подвергли критике за невыполнение ею своих международных обязательств, за то, что она срывает программы ядерного разоружения и так далее, и тому подобное.

* * *

Однако тот международный контекст, который создан сегодня администрацией Обамы вокруг СНВ, России, безусловно, не выгоден. Во-первых, в Соединенных Штатах это подается как односторонний успех в реализации важного внешнеполитического направления администрации Обамы, а именно движения к безъядерному миру. Пражские инициативы Барака Обамы на деле нацелены на то, чтобы усилить американский авторитет в мире, особенно после эпохи Буша и придать дополнительный стимул укреплению режима нераспространения ядерного оружия. Во-вторых, и здесь уже возникают вполне конкретные противоречия, Америка рассматривает СНВ как первый шаг на пути более глубоких сокращений ядерных вооружений, причем, как стратегических, так и не стратегических, то есть тактических. Администрация Обамы уже заявляет, что после того, как новый договор СНВ вступит в силу, она будет добиваться заключения с Россией дополнительного договора, в соответствии с которым стороны обязуются на дальнейшее сокращение ядерного оружия. Причем, еще раз подчеркиваю, как стратегического, так и не стратегического.

Параллельно Америка сокращает, по крайней мере, делает вид, что сокращает значимость ядерного оружия в своей оборонной стратегии и делает ставку на преобладание в области обычных вооружений. России это очень не выгодно. Россия рассматривает ДСНВ не как предпосылку к дальнейшим сокращениям ядерных вооружений, а как финал процесса сокращения ядерного оружия, по крайней мере, на ближайшие 10, может быть, 15 лет. Поскольку наша страна не обладает столь развитыми обычными вооруженными силами, как страны Запада, то она, вынужденно, делает ставку на ядерное оружие, в частности, на сохранение своего тактического ядерного оружия. И данный факт, может уже в ближайшее время способствовать нагнетанию напряженности в российско-американских отношениях. Тем более, на сегодняшний день Россия обладает численным перевесов в тактическом ядерном оружии, следовательно сокращения будут производится за ее счет. Фактически Российская Федерация сократит количество вооружений в 10 раз большее, чем США. При этом, еще раз повторяю, поскольку у России нет такого развитого потенциала обычный вооруженных сил, она перестанет быть ядерной сверхдержавой и станет практически беззащитной. А ведь именно статус России как ядерной сверхдержавы создает основу российской военной безопасности и даже российской внешнеполитической идентичности.

И, наконец, негативным является тот факт, что подписание ДСНВ не только не решило проблему американской ПРО в Европе, но даже ее усугубило. Реальной увязки ПРО с СНВ нет. И, подписав договор СНВ, наша страна фактически согласилась с тем, что в обозримой перспективе никакого международного режима, который бы регулировал американскую политику в области ПРО, не будет. Америка добилась абсолютной свободы действий в этом вопросе. И это, конечно же, Россию не может не беспокоить данный факт. Тем более, что следует учитывать тот факт, что Соединенные Штаты планируют к 2020 году научиться перехватывать не только тактические, но и стратегические баллистические ракеты с помощью той системы ПРО, которую Обама планирует развернуть в ближайшее время в Восточной и Северной Европе.

* * *

Кроме того, следует учитывать, что буквально накануне США заявили о том, что сохраняют за собой право превентивного ядерного удара. Безусловно, это, первую очередь, уступка республиканцам. Это они настаивали на том, чтобы официально зафиксировать возможность превентивного ядерного удара, которая появилась в военной доктрине в эпоху Джорджа Буша-младшего. Однако, здесь есть важное противоречие, с одной стороны, говорится о разоружении, о дальнейшем сокращении ядерного оружия, о понижении роли ядерного оружия в оборонной стратегии США, с другой стороны, утверждается сохранение права наносить превентивные ядерные удары.

Что касается гонки вооружения, здесь сложно предполагать. Существует гипотетическая возможность гонки вооружение. Но развернуться она может не из-за подписания ДСНВ, наоборот, сам факт подписания нового договора снижает стимулы к гонке. Разворачиванию гонки вооружений будет способствовать тот контекст, в котором осуществляется подписание. Например, намерения Соединенных Штатов разворачивать систему ПРО, действительно, могут способствовать гонке вооружений. Симптомы этого есть. Россия снова заявляет о возможности разместить «Искандеры» в Калининградской области, После того, как в Польше будут размещены американские батареи «Пэтриот». Кроме того, Россия может пойти на усиление и, скорее всего, пойдет на усиление Балтийского флота и Ленинградского военного округа. Это естественно вызовет какую-то реакцию со стороны НАТО.

Следует учитывать, что в феврале 2010 года Россия предложила компромисс по данному вопросу. Компромисс заключался в следующем: она не будет возражать против ПРО, если Америка обязуется предоставлять телеметрические данные системы противоракетной обороны в обмен на предоставление Россией США телеметрических данных своих стратегических наступательных вооружений. Но Америка от этого категорически отказалась. Как следствие, нынешняя система ПРО будет развиваться, во-первых, в отсутствии какого-либо международного режима, во-вторых, Россия ничего не будет о ней знать. И это может действительно спровоцировать гонку вооружений. Кроме того, гонку вооружений может спровоцировать стремление Соединенных Штатов вывезти свое тактическое ядерное оружие, увязав это с обоюдным российско-американским сокращением тактического ядерного оружия. Но, как только Америка выведет ядерное оружие из Европы, страны Центральной и Восточной Европы, в первую очередь, страны Балтии, заявят о том, что им нужна компенсация. И эта компенсация примет форму наращивания обычного военного присутствия США в этих странах. А эти страны, кстати говоря, не являются участниками ДОВСЕ, договора об обычных вооруженных силах в Европе. И их вооруженные силы не регулируются никаким международным режимом. То есть, теоретически там может размещаться любое количество обычных вооружений. А это значит, что можно будет ожидать появления новых военных базы США и НАТО на территории стран Восточной Европы. Россия, естественно, будет реагировать на это наращиванием в европейской части страны своего тактического ядерного оружия. А это крайне дестабилизирует общую ситуацию.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67