Пейзаж становится полем битвы

Вечером 15 февраля 2007 года Владимир Путин, как известно, произвел серьезные кадровые перемещения на Старой площади, которые, в общем, в очередной раз изменили политический ландшафт России: Сергей Иванов потерял пост минобороны и стал первым вице-премьером; минобороны стал Анатолий Сердюков, бывший глава Федеральной налоговой службы, бывший питерский бизнесмен, рекомендованный в свое время Виктором Ивановым; а руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин стал вице-премьером с внешнеэкономическими полномочиями.

Очевидно, что произошло приведение в соответствие фактического положения формальному: Дмитрий Медведев был, как рассказывают, весьма опечален и озадачен таким кадровым ходом со стороны своего неназванного соперника - теперь Сергей Иванов может без оглядки на армейские проблемы (так называемое дело Сычева и прочее) со спокойной душой заняться предвыборными хлопотами. Показательно, что при этом он сохранил свои позиции в российском оборонно-промышленном комплексе и, соответственно, влияние на военно-торговое сотрудничество, которое монополизировал его, как утверждают, союзник Сергей Чемезов.

Вопреки всеобщему убеждению, что президент "уравнял" С.Иванова с Д.Медведевым, никакого уравнения нет: изначально первый набрал весьма впечатляющий политический вес благодаря активной внешнеполитической деятельности и визитам в регионы, одновременно подготовил мощную экономическую базу (ВПК, ОАК и другое) и при этом остался "в тени". Так что С.Иванов и перед последним назначением был гораздо "тяжеловеснее" Д.Медведева, сейчас же преимущество станет очевидным и начнется самое интересное: публичная борьба за власть. Дело в том, что В.Путин уже выдал С.Иванову своеобразный кредит доверия, положительно оценив его деятельность на посту министра обороны и заявив, что Сергей Борисович буквально поднял армию из руин. Итогом кадровых перестановок для С.Иванова стало окончательное освобождение его от хозяйственной рутины - для общественной и политической работы.

Теперь у премьер-министра Михаила Фрадкова два заместителя, так сказать, "по хозяйству" - Александр Жуков и Сергей Нарышкин, а также два политических первых заместителя, которые только номинально числятся в Белом доме, а по сути займутся исключительно собственной предвыборной кампанией.

Два хозяйственных заместителя, скорее всего, - результат усилий Михаила Фрадкова, который, понимая специфику "ухода" кандидатов в политическое поле, рисковал с одним заместителем, даже таким энергичным и эффективным, как А.Жуков, не справиться с диверсификацией экономики России. Ведь президентского задания, проставленного накануне перед кабинетом министров, никто не отменял.

Теперь М.Фрадков, скорее всего, получит и определенные преференции при реструктуризации самого кабинета, а значит, вновь усилит собственное влияние: как известно, его предложения по продолжению административной реформы не встретили принципиального возражения со стороны президента (вопрос был только во времени их применения).

Кстати, предвосхищая вопросы, отметим, что М.Фрадков не станет ни преемником В.Путина, ни даже кандидатом на пост президента РФ. Специфика его статуса состоит в том, что он, как это ни странно, практически не имеет политического веса. Та популярность, которую премьер заработал в 2006 году у населения России, - дань аппаратному хитроумию и внешнему обаянию, которое ему пока трудно трансформировать в пресловутую политическую харизму.

Так что на предстоящих выборах в 2008 году, скорее всего, столкнутся Д.Медведев и С.Иванов - в качестве мощных кремлевских кандидатов, а "массовку" составят Владимир Жириновский, Сергей Миронов, Геннадий Зюганов, Геннадий Семигин, а также, возможно, Михаил Касьянов.

Второй тур при данном политическом раскладе просто неизбежен: вышедшие к финишу Д.Медведев и С.Иванов разделят голоса проигравших в первом туре. И вот тут у "массовки" будет шанс оказать В.Путину и будущему президенту личную услугу, делегировав свои голоса тому, на кого он укажет...

Освобождение кандидатов для предвыборной гонки устраивает всех. И Кремль - делами подтверждены слова В.Путина о том, что не будет претендентов, будут кандидаты. И группы влияния - появился кандидат, который сможет гарантировать баланс сил между ними, так как никто не заинтересован в новом переделе собственности. И иностранцев, которые так долго ждали четко очерченных контуров будущей верховной власти в России, - сейчас они получили целую "картинку", настоящий "пейзаж".

Население России также устраивает данная ситуация, так как роль "невесты на выданье" на фоне добивающихся ее расположения "женихов" всегда импонирует народу.

На фоне кадровых перестановок на федеральном уровне практически незамеченной прошла небольшая спецоперация по смене власти в Чечне: Алу Алханов, как известно, все-таки уступил место Рамзану Кадырову. Бывший президент Чечни занял пост заместителя министра юстиции.

Данная кадровая замена выглядит уступкой Кремля региональному лидеру, однако на самом деле это не уступка, а, скорее всего, часть более масштабного мероприятия.

Совершенно очевидно, что Р.Кадыров не намерен оставаться безучастным в деле освоения федеральных бюджетных средств; совершенно очевидно также, что он будет добиваться подписания Договора о разграничении полномочий с федеральным центром (аналогичного татарстанскому), предусматривающего контроль над недрами; очевидно и то, что Р.Кадыров будет добиваться особого (оффшорного) статуса для республики. Все это возможно - при условии, что Р.Кадыров обеспечит стабильность и порядок на Северном Кавказе.

Видимо, такая договоренность уже существует. В случае, если Кремль своей части контракта не выполнит, предположим, Р.Кадыров "взорвет" Кавказ, и это может быть поводом для введения чрезвычайного положения по всей стране: вот вам и основания для "третьего срока", так сказать - "запасной вариант" в 2008 году.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67