Пароли

С Еленой Багдасарян - сестрой убитого знаменитой Александрой Иванниковой Сергея Багдасаряна - я регулярно переписываюсь и перезваниваюсь на протяжении последних нескольких месяцев. Этим летом, когда "дело Иванниковой" из заурядного уголовного дела, каких сотни, превратилось в пропагандистскую кампанию всероссийского масштаба, Елена уехала из Москвы, опасаясь за свою жизнь, - она говорит, что ей и ее отцу какие-то анонимные доброжелатели начали угрожать, и у меня нет оснований не верить Багдасарянам, потому что иванниковская кампания действительно велась и ведется на грани фола.

Когда о том, что Елене угрожают, написал Дмитрий Ольшанский, адвокат Иванниковой Паршин написал в ЖЖ, что у покойного Багдасаряна никакой сестры не было, и защитники Иванниковой сразу и безоговорочно ему поверили, стали смеяться над Ольшанским и даже одарили его обидной кличкой "Сестра Багдасаряна". Ситуация получается идиотская - теперь любая ссылка на Елену вызывает ответное "Ну вот, опять появилась эта мифическая сестра!", и приходится зачем-то доказывать, что такой человек реально существует, что у Багдасаряна-старшего было двое детей, и что Елена - не плод моего или Ольшанского больного (или продажного, как в среде сторонников Иванниковой модно выражаться) воображения.

Приходится доказывать, хотя, по большому счету, доказывать ничего не надо, потому что разве важно, кто в той туманной истории виноват, - покойник или дама, его зарезавшая. Это совершенно не важно.

Имя Иванниковой - не более чем пароль, подтверждающий принадлежность человека к одной из политических тусовок. Ты защищаешь Иванникову - значит, ты ходил на "Правый марш", а если не ходил, то только потому, что не смог быть в центре Москвы 4 ноября. Голосуешь, скорее всего, за "Родину", но симпатий к ДПНИ не скрываешь. Либералов называешь либерастами. За событиями в Париже следишь с повышенным интересом и считаешь, что нужно что-то срочно делать, чтобы в России ничего подобного не повторилось. И так далее.

Такие пароли давно распространены в России. Старинная анекдотическая формулировка "Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" - это, может быть, самое мудрое, что оставил после себя советский интеллигентский фольклор: в самом деле, принадлежность к джазово-стиляжнической тусовке во времена официального сверхпатриотизма была гарантированным знаком антисоветскости, пускай и не декларируемой публично.

Когда на втором съезде советских писателей Михаил Шолохов с трибуны громил "Оттепель" Эренбурга, называя ее слякотью, каждому было понятно - Шолохов спорит не с писателем Эренбургом, не с его художественными талантами, а с тем течением общественной мысли, которое через полтора года после съезда обрело политический манифест в виде хрущевского доклада. Ярче всего система паролей была продемонстрирована в конце шестидесятых во время, кажется, самого яркого в доперестроечном СССР публичного спора - дискуссии между авторами "Нового мира" и "Молодой гвардии", когда за скучнейшим обсуждением "традиций и народности" скрывалось драматичнейшее выяснение отношений между либеральной и консервативной частями советской литературной тусовки. В конце восьмидесятых, когда раскололся МХАТ, тоже все было просто: если ты поддерживаешь Доронину - значит, и к письму Нины Андреевой относишься сочувственно, а "Огонек", например, читаешь с негодованием. И наоборот, естественно.

Сколько лет прошло, а все то же самое. Когда Церетели ставил своего Петра - все-таки не настолько спорного, чтобы из-за него так убиваться, - быть против памятника - значило, помимо прочего, еще и быть против Лужкова и его новой московской эстетики. Споры о Беслане, пик которых пришелся на нынешнюю осень, когда исполнился год со дня трагедии, были не спорами о Беслане, а спорами о Путине, спорами о 2008 годе, спорами о власти. "Беслан" - такой же пароль, как "Иванникова". Скажешь что-нибудь вроде "По детям из танков - это преступление", и можно даже не спрашивать насчет твоего отношения к остальным "паролевым" событиям и явлениям: и так ясно, что Ходорковского, по твоему мнению, нужно немедленно освободить, прошлогодняя революция на Украине была торжеством правды и справедливости, а этим летом на Автозаводской нацболов бейсбольными битами избили "Наши". Если же скажешь, - мол, вместо того, чтобы митинговать, лучше бы бесланские матери новых детей родили, - то тоже ничего интересного, тоже все ответы известны заранее: приговор Ходорковскому одобряешь, украинскую революцию - нет, в том, что нацболов избили хулиганы, приглашенные антикремлевскими пиарщиками, не сомневаешься. Все предельно предсказуемо и немного скучно.

Разговоры о том, что в России нет настоящих партий, стали настолько привычными, что никто уже давно на них не обращает внимания. Нет партий - и нет. Во времена КПСС их тоже, по большому счету, не было. Другое дело, что в те же времена наше общество научилось решать эту проблему доступными способами, - с помощью этой системы паролей, универсальной и безотказной. Паролем может стать отношение к любому мало-мальски общественно значимому эпизоду, будь то скандал с Киркоровым и Ароян, "дело Иванниковой", монетизация льгот, - да что угодно. Главное, чтобы отношение к этим проблемам разделяло общество именно так, как оно разделено в действительности. Иногда это оборачивается курьезами, такими как, например, нынешняя любовь большинства либералов к заведомо антилиберальным национал-большевикам, или, допустим, сотрудничество публициста Белковского, который сам себя именует жидовской мордой, с зоологическим антисемитом Квачковым.

Система паролей много лет заменяет в России полноценную партийную систему. Тот, кому удастся закрепить это разделение по паролям организационно, и станет по-настоящему главным российским политиком будущего.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67