Обама и американо-российские отношения

Хорошо известно, что предвыборная кампания - одно, а реальное правление - совсем другое. В случае Обамы эта разница будет особенно заметна при выстраивании отношений с Россией. В период выборов новый президент США почти не говорил о России. Большая часть сказанного – простые банальности. Может быть, он лишь чуть мягче Маккейна обозначал ключевые проблемы и приоритеты: США будут стремиться к сотрудничеству с Россией в сфере противодействия распространению ядерного оружия и борьбы с терроризмом, они поддержат расширение НАТО, не будут признавать сферой влияния России бывшие советские территории, а также возобновят критику российского авторитаризма. Похоже, Обама сильно не утруждал себя размышлениями о России.

Соответственно, на разработку детального плана взаимоотношений с Россией уйдет масса времени. Но уже скоро проявятся два фактора, которые позволят предсказать некоторые будущие контуры. Первый - это состав советников Обамы по национальной безопасности. В кратчайшие сроки он должен назначить глав ключевых ведомств. Роберт Гейтс, оставленный на посту министра обороны, пошлет России один сигнал, а назначение Ричарда Холбрука госсекретарем - другой. Имена ключевых чиновников более низкого ранга послужат дальнейшими индикаторами намерений Обамы.

Второй фактор – архитектура структур принятия политических решений в отношении России. Для того, чтобы американо-российские отношения были конструктивными, необходимо личное участие президента США. Однако именно сейчас будет наблюдаться дефицит такого участия. Экономика сразу займет львиную долю времени новоизбранного президента. Во внешней политике на первый план выйдут решения по Ираку, Афганистану и Пакистану, а также, возможно, Ирану. Следовательно, на Россию останется мало времени. Конечно, саммит НАТО, назначенный на апрель 2009 года, все же заставит Обаму обратить внимание на Россию: проблема расширения НАТО на восток и российское противодействие этому процессу. Однако едва ли данная повестка дня надолго сохранит свое первостепенное значение. Короче говоря, политику Обамы в отношении России придется разрабатывать кому-то другому.

И здесь на первый план выйдет структура принятия решений. Шанс разработать и реализовать последовательную политику в отношении России появится лишь в том случае, если будет назначена ключевая фигура, ответственная за формулирование и координирование этой политики. Такой чиновник должен будет обладать полномочиями, достаточными для контроля за бюрократами из десятка государственных структур. В администрации не так уж много фигур, наделенных необходимыми полномочиями. Не считая самого президента, это - вице-президент, госсекретарь, советник по национальной безопасности или же специальное доверенное лицо, которому будет поручено курирование этого вопроса (как Строуб Тэлбот при Клинтоне). Если Обама не сделает ответственным за российское направление чиновника такого уровня, то это будет ясным сигналом - Россия не является нашим приоритетом.

Едва ли бюрократы более низкого ранга без дополнительного надзора сверху смогут проводить последовательную политику. В случае надобности координацию будет осуществлять эксперт по России из Совета национальной безопасности или же помощник госсекретаря, ответственный за российское направление.

Все это я знаю по личному опыту: при Буше я работал старшим директором по вопросам политики в отношении России. Если не считать дружбы Буша с Путиным, Россия недолго - лишь первый год президентства - оставалась ключевым направлением для Буша. Затем администрация погрузилась в борьбу с терроризмом, в частности, в Ираке. Россия же отошла на второй план. В отсутствии высшего надзора мне так и не удалось убедить чиновников, ответственных за нераспространение ядерного оружия, борьбу с терроризмом, НАТО, энергетику и двусторонние отношения с бывшими советскими республиками взаимодействовать с Россией в соответствии с намерением президента Буша наладить с ней конструктивные отношения.

Политика Обамы в отношении России обретет конкретные очертания в первые месяцы его пребывания у власти. Особое значение будет иметь структура принятия решений: если она не будет создана – политика будет непоследовательной. Последовательность может и не гарантирует конструктивности, но является ее необходимым условием.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67