Об опасности неточных трактовок

Последнее время в определенных интеллектуальных кругах все чаще фигурирует термин "малый народ", введенный в отечественную практику еще в 80-х академиком Игорем Шафаревичем в его работе "Русофобия".

Сейчас термин употребляется в ситуациях, далеких от философских. Дескать, знаем мы этот самый "малый народ". Оккупировали все телеканалы, да еще и нефть с газом прихватизировали. И носы у них большие. Правда, изначально речь шла несколько об ином (в 80-е "прихватизации" еще в проекте не было, да и на ТВ царила тотальная благопристойность), но и тем не менее. "Народ" - он и есть "народ", и как бы понятно, о ком именно говорил Шафаревич (благо, что в "Русофобии" есть и некоторые пояснения). Так что помянут "малый народец" - и улыбнутся хитро, со значением.

Эвфемизм получился действительно на редкость удачный и удобный, что есть - то есть. Другой вопрос, что изначальный автор термина, историк Французской революции Огюст Кошен ничего подобного в виду отнюдь не имел. По той простой причине, что та революция уж точно никакой этнической окраской не обладала, а большие носы принадлежали разве что самим потомкам галлов. Тоже довольно носатая нация, знаете ли.

Так вот. По Кошену (консерватору и контрреволюционеру), "малый народ" - это "круг людей, сложившийся в философских обществах и академиях, в масонских ложах, клубах и секциях". Грубо говоря, "просветители", органично эволюционировавшие в революционеров. При этом, что существенно, речь идет о "типе человека, которому было враждебно и отвратительно все то, что составляло корни нации, ее духовный костяк".

Иными словами, получается, что кошеновский "малый народ" - просто одно из описаний явления достаточно известного. Того самого конгломерата протестных субкультур, разные грани которого описывают и Шафаревич, и Солженицын в "Образованщине", и Лев Гумилев, когда говорит об "антисистеме". Последний термин, кстати, звучит наиболее точно - особенно в сочетании с определением антисистемы как "системной целостности людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей".

"Постой-постой, мил-друг! - скажет мне иной особо страстный поклонник идей патриотического академика. - Так ты же, братец, все прямо по Шафаревичу и излагаешь! Вот тебе и либералы антисистемные, вот тебе образованщина интеллигентская, ну - вот и "народец малый". И улыбнется, хитро так. Со значением.

Так - да не очень. Для начала приведем слова самого Игоря Ростиславовича, сказанные полгода назад в интервью программе "Русская мысль": "Меня заподозрили в том, что "малый народ" - это есть некоторый эвфемизм, что я таким образом скрываю термин "евреи", хотя я никогда этим не пользовался, и если я хотел сказать о евреях, то я о них и говорил".

Так что эвфемизм вовсе не академик придумал (даром что в избыточном юдофильстве он замечен вовсе не был). Скорее - не в меру ретивые последователи.

Проблема иных из этих последователей, однако, в том, что они сами рискуют угодить в заботливо выкопанную ими яму. Потому что по Шафаревичу (в их трактовке в особенности) очень уж затруднительно объяснить расклады нынешние. Когда слишком часто сторонники, к примеру, либеральнейшего шахматиста-освободителя по набору лозунгов становятся, говоря юридическим языком, "сходны до степени смешения" с поклонниками Гитлера-освободителя, сатаны-спасителя и прочего Крокодила. Сходны настолько, что зачастую попросту оказываются одними и теми же людьми. Парадокс?.. Отчасти - да, но ничуть не противоречащий построениям Кошена и Гумилева. Просто обычное "Баба-Яга против!" трансформируется в "Долой Преступный Режим!" - благо, что таких "долойрежимовцев" в истории можно вспомнить сколько угодно, и вовсе не только в российской (хотя бы и во времена, описываемые все тем же Кошеном). Перефразируя классика, "антисистема, как и было сказано".

Что из этого следует?.. В числе прочего еще и то, что, когда кто-то из нынешних поклонников трудов академика (а заодно и творческого наследия Адольфа Алоизьевича) начинает поминать "малый народ", - имеет смысл предложить ему для начала заглянуть в зеркало. И улыбнуться. Доброжелательно, со значением.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67