О кризисе в литературе

Мне не очень легко сравнивать ситуацию тогда и теперь - в 1998 году я не был еще издателем, но дизайнером, арт-директором. Хотя уже в 1990-е я осуществил несколько автономных издательских проектов, но представления о всей полноте жизни издательства у меня не было. Хорошо помню, что после сентября 1998 на несколько месяцев зарплаты упали сначала до нуля, потом восстановились примерно до 50% от прежней. Но цены на вывод типографских пленок формата А4 упали с 16 долларов до 4, а сейчас восстановились до 7-8.

С самого конца 1990-х появилось большее ощущение "безопасности", стало легче открыть свое собственное небольшое издательство. Возможно, это было связано с тем, что книжное дело (я имею в виду литературу научную и нон-фикшн) превратилось в совсем мелкий бизнес, не представляющий интереса для рэкета и какого-то там особого мздоимства. Стало расти количество мелких издательств, общее количество выпускаемых в год названий - на фоне продолжающегося паралича общедоступной системы книгораспространения, нелепой системы комплектования библиотек, повышения почтовых тарифов и пр.

Вся эта "экономика" напрямую формирует способ существования интеллектуального сообщества, которому мы служим. Около тысячи читателей в Москве, двести-триста в Питере, остальные не получают почти ничего. Есть, правда, еще один небольшой, но важный контингент: зарубежные университеты и библиотеки, которые в принципе приобретают книг моего издательства больше, чем библиотеки отечественные, и делают это регулярнее.

Сейчас кризис кажется другим, он не столь внезапен. На нашей улице нет ни одной булочной, но есть полтора десятка аптек - дороговизна аренды душит всякую мелкоту. Дополнительный удар инфляции, когда он отразится в типографских ценах, потеснит качественное "мелкотоварное производство", которым является литература нон-фикшн. Надеюсь, временно. Сам читатель наш, слава богу, никуда не денется: умные люди книжки читали, читают и будут читать, и никакой Интернет этого удовольствия не заменит. Еще один ресурс, который нам дает небольшое, но постоянное увеличение продаж - в провинции. Может быть, сокращение зарубежного туризма в связи с кризисом приведет к оживлению внутрироссийских коммуникаций? Посмотрим.

Так что, думаю, наступивший кризис не сильно отразится на контингенте читательской аудитории, а возможно даже и слегка активизирует ее ; все проблемы остаются в области экономической, и тут на чье бы то ни было содействие вряд ли можно надеяться.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67